История
Андрей Яковлев
г. Екатеринбург

Стране нужна моя помощь! 

Андрей Яковлев – предприниматель, многодетный отец и прихожанин Сергиево-Елизаветинского храма Екатеринбурга. Когда началась спецоперация, он, как и многие, думал: «Россия сама справится!» Но осенью 2022 года все изменилось. Андрей понял, что Россия – это не только флот и армия, но и каждый из нас. Так они с единомышленниками создали добровольческое движение при храме и организовали настоящее производство товаров для нужд фронта.  

Все мы - большая семья! 

Родился Андрей в 1969 году в городе Гулистане Узбекской ССР. Это в сотне километров от Ташкента. Вырос в обычной семье: мама работала экономистом, папа – трактористом.

«Тогда Средняя Азия была одним из самых многонациональных регионов СССР. У нас в классе учились ребята разных национальностей: среди них были корейцы, украинцы, чуваши, буряты, узбеки. Русских - всего человек пять. Мы общались на русском языке, но узбекский с четвертого класса учили тоже. Все, независимо от национальностей, друг с другом дружили», - вспоминает Андрей.

Глядя на большие узбекские семьи, в которых было по семь, по десять детей, мальчик с детства знал: это правильно, так и должно быть.

«Мне всегда хотелось много детей. Поэтому сейчас у нас с супругой пятеро деток: Катюша, Галочка, Варечка, Верочка и Иван», - улыбается Андрей.

Все детство Андрей увлекался спортом и чтением книг. Занимался военно-спортивным многоборьем: легкой атлетикой, плаваньем, стрельбой, парусным спортом и борьбой».
«Проглатывал» по четыре-пять книг в неделю. Зачитывался книжками про войну, про героев Великой Отечественной, любил фантастику, приключения. В двенадцать лет про него, как про одного из самых активных книголюбов, даже написали в газете «Сырдарьинская правда». Мама Андрея этим очень гордилась. И до сих пор хранит где-то ту вырезку...

В девятый класс мальчика не взяли: учился на тройки, да и хулиганил много. Но это не помешало ему поступить в ПТУ и выучиться на сварщика, получив диплом с одной четверкой. Остальные – пятерки. Как одному из лучших учеников, после окончания училища ему дали направление в инженерно-педагогический институт Екатеринбурга. Когда Андрей закончил первый курс, его призвали на срочную службу в армию.

Самый страшный день в моей жизни

Учебный полк, в который попал Андрей, располагался в поселке Гамово под Пермью. И здесь тоже служили ребята со всего Советского Союза.

«В учебке я прослужил полгода, но за эти погода мы многое повидали, - рассказывает Андрей. - Тогда как раз начался конфликт в Нагорном Карабахе. И весь наш полк - тысячу человек, десять рот - посадили в самолеты и в полном снаряжении, с автоматами, отправили в Ереван...».

В Ереване солдаты стояли на улицах, охраняя порядок. Местное население было настроено к ним дружелюбно. А 7 декабря 1988 года в 10 часов 41 минуту по московскому времени случилась беда. В Армении произошло землетрясение - одно из самых страшных в истории человечества. Подземные толчки силой около 10 баллов по 12-балльной шкале продолжались всего 30 секунд. За полминуты город Спитак с населением в 19 тысяч человек был полностью сметен с лица земли. Тогда на помощь Армении поднялся весь Советский Союз.

В Спитак отправили и воинскую часть, в которой служил Андрей. Уже вечером военных посадили в автобусы и повезли на помощь пострадавшему городу.

«Когда я увидел руины, то подумал, что это одно большое кладбище - такое сравнение пришло. Нас поставили разбирать школу. Когда тряхануло, никто убежать не успел. Всех деток засыпало. Это самое страшное воспоминание моей жизни. Мы разбирали перекрытия, доставали детей, несли их на окровавленных руках в бетонной крошке на стадион, складывали рядом друг с другом - для опознания... Родители рвались к ним, вой стоял вокруг... Никогда этого не забуду», - со слезами на глазах вспоминает Андрей.

В памяти навсегда осталась страшная сцена: одна женщина нашла на футбольном поле своего ребенка, взяла его на руки, подошла к костру, у которого грелись солдаты. Сначала громко причитала, плакала, а потом начала истерически смеяться - видимо, сошла с ума. Невообразимое количество горя увидел Андрей за один день.

«Так быть не должно! Не должны дети умирать! А ведь дети на Донбассе и в Донецке тоже гибли восемь лет подряд… И не по вине землетрясения, - говорит Андрей, - Фашисты бомбили мирные города, мы пытались с ними договариваться по-хорошему о мире, но они продолжали стрелять и убивать. Более четырех тысяч детей сейчас покоится на «Аллее ангелов». Сколько горя это принесло людям!».

«Деньги не должны управлять человеком» 

После армии Андрей вернулся в институт. Тогда страна стала активно перестраиваться: экономика переходила на рыночные рельсы. Торговали все: от мала до велика. Не миновала эта участь и Андрея.

«В девяностом году у меня уже была семья, - рассказывает он. - Понемногу торговали с друзьями: тут купил, там продал. Затем стали оптом товар привозить из Москвы, ездили закупаться на границу с Польшей, с Китаем - баулами, в огромных количествах... В Екатеринбурге сдавали все розничным продавцам».

Тот период крепко закалил Андрея. Научил базовым вещам:
«Помните, наверное: тогда люди нередко пропадали, особенно предприниматели. За небольшие деньги человека могли запросто убить. Кто-то ломался. Даже многие ломались. Но если внутри есть стержень, то в любых условиях ты останешься собой».

Андрей – не сломался. Сейчас у него есть небольшое предприятие, на котором производятся сухие строительные смеси, пигменты, красители. Сам он считает: прибыль - не главное.

«На все необходимое семье хватает, чтобы помочь другим - тоже. И слава Богу! У меня машина - «Лада Ларгус». Мог бы купить дороже, за несколько миллионов, но зачем? Мог бы и зарабатывать в несколько раз больше. Но тогда времени не будет оставаться на семью и на помощь тем, кто в ней нуждается. Деньги не должны управлять человеком!» - с уверенностью говорит Андрей.

Бумеранг добра

У Андрея всегда было желание помогать. Он начал зарабатывать еще в студенчестве, поэтому, когда у его друга родилась дочь с тяжелыми травмами, он первый пришел на помощь. Андрей дал товарищу деньги на лечение. А позже, в 1997 году, этот самый друг уже сам помог Андрею, оказавшемуся в разгар кризиса практически банкротом: дал ему возможность зарабатывать. Вот такой бумеранг добра.

«Ближнему своему помогать надо, - говорит Андрей. - Есть у тебя возможность - поделись. Люди не должны себя чувствовать одинокими, брошенными. Ситуации, когда человек не может купить себе или своим детям продукты, одежду, к сожалению, не редкость. И хорошо, когда есть благотворители, которые поддерживают малообеспеченные семьи, инвалидов, стариков. Внутреннее состояние этих людей меняется, они начинают верить в добро, а это очень важно».

Андрей – верующий человек, православный. Крестился он в 25 лет, но к настоящей вере пришел гораздо позже – после сорока.

«Произошло это благодаря нашей жизни с супругой. Было всякое: катаклизмы, разлады. Я выпивал, впадал в запои, не мог с собой совладать. Когда стал ходить в храм - исцелился. Больше 10 лет не пью. Вместе с православной жизнью в нашу семью пришло счастье - дети, которых у нас не было 12 лет. Теперь у меня четыре дочки и годовалый сыночек, вымоленный у Бога. Я очень хотел сына! Сейчас мы ходим в храм всей семьей», - улыбается Андрей.

Кстати, Сергиево-Елизаветинский храм появился в жизни Яковлевых неслучайно. Пока велась его стройка, супруги проезжали мимо и любовались.

«Он рос на наших глазах от первого камня до последнего. Наблюдали за ним и радовались. Когда мы зашли в него, то поняли слова отца Владимира, что этот храм – храм любви. Здесь невероятная атмосфера, и прихожане – добрые и искренние люди. С такими людьми легче жить. Так мы и стали прихожанами этого храма», - говорит Андрей.

Отец Владислав, священник этого храма, стал крестным отцом его сына Ивана. Он же и благословил на благое дело – добровольческую организацию при церкви. Андрей взял на себя ответственность за обеспечение материалами для изготовления окопных свечей. Многие люди участвуют в этом движении: кто - материально, кто – руками и временем, но все – чистым сердцем и огромной верой в победу!

Нельзя оставаться в стороне!

«Андрей - активный участник добровольческого движения. У его поколения были хорошо воспитаны патриотические ценности. Он всей душой откликнулся и стал помогать фронту. Мы видели, как его все сильнее захватывает эта идея, как он активно привлекает людей и осуществляет эту деятельность. Андрей помогает не только в деле тылового движения, но и в воскресной школе. Такой уж он человек, неравнодушный», - говорит про него отец Владислав.

С ним согласна соседка Яковлевых Татьяна Сутырина: «Андрей - замечательный организатор и человек с активной жизненной позицией. В садовом товариществе он входит в правление и всегда первый в любых коллективных делах. Волонтер. Если у кого-то из соседей появляются излишки овощей, они знают, к кому обращаться. Андрей сам приедет, заберет. А потом или на фронт отправит, или передаст нуждающимся».

К слову, помогать фронту Андрей стал не сразу, хоть он и всегда поддерживал СВО всей душой.

«24 февраля моя гражданская позиция еще более упрочилась. Мы давно ждали, когда же, наконец, Россия вступится за русских людей, проживающих на Украине, которых с 2014 года беспощадно убивали. Мы очень ждали спецоперацию», - говорит он.

Но, как и многие другие прихожане храма, он подумал, что Россия справится сама. У нее же мощная армия, флот и вооруженные силы.

«Прошло полгода, объявили мобилизацию. И пришло переосмысление: Россия – это каждый из нас, без нашей помощи страна с этим не справится. Я остро почувствовал, что России нужна моя помощь и помощь таких же активных и здравых людей, а не диванных патриотов. Мы собрались с нашими людьми из храма, попросили благословение у батюшек и стали заниматься волонтерской деятельностью: сбором средств и вещей для фронта, изготовлением продукции для бойцов», - рассказывает Андрей.

В «церковном цехе» совместно с другими точками плетения группы «Масксети Екатеринбург Z» за год собрано более 20 тысяч квадратных метров маскировочных сетей. Они спасают технику и жизни бойцов на фронте. Дети тоже принимают в этом посильное участие: плетут не большие сети, которыми можно укрыть танк, а маленькие маскировки, например, для стволов пушек.

Легкие плетеные носилки для фронта шьют волонтеры из организации «Уральские самOZVеты», а добровольцы собирают их в храме. С помощью этих носилок можно устроить маскировку привала, вытащить раненного (и не одного!) с поля боя. Каждые носилки швея из «Уральских самOZVетов» шьет 3,5 часа. Это очень трудоемкий процесс: все соединения нужно прошить крепкой ниткой по три раза, еще и крестик посередине сделать! Но в хороший день волонтеры храма умудряются собрать по 50 таких носилок. А это 50, а то и больше спасенных жизней.

Андрей – один из нескольких координаторов движения, он отвечает за изготовление окопных свечей: «Каждая свеча горит 6 часов. На ее огне боец может согреть воду или еду. Парафин для свечей мы закупаем сотнями килограммов еженедельно».

По словам куратора добровольческой деятельности Сергиево-Елизаветинского храма Юлии Крамаревой, если Андрей во что-то верит, то отдается этому делу максимально. В этом его сила.

«Нам не надо ждать победы, нам нужно ее приближать, помогая фронту. Я знаю по обратной связи, что когда бойцы чувствуют, что за ними стоит тыл, когда получают вот эти небольшие коробочки от семьи такой-то, у них силы появляются. Они понимают, ради чего делают свое дело. За ними стоят люди. Чем больше мы включимся в помощь - не только физическую, но и молитвенную, тем быстрее эта ситуация разрешится», - добавляет Юлия.

Спящие должны проснуться

«В добровольческой деятельности самое сложное - люди, вернее их нехватка. У нас очень большие запросы с фронта: не хватает подушек для госпиталей, маскировочных сетей. Новенькие появляются, но редко… Тем же, кто трудится на благо фронта – низкий поклон. Это и благотворители, которые жертвуют средства, и рукодельницы-мастерицы из разных волонтерских организаций, не жалеющие своего времени и рук, и батюшки, окормляющие нас и освящающие продукцию. Без них ничего бы этого не было. Жаль, что так сложно собрать хороших людей, чистых сердцем, душой болеющих за страну. Но время пришло! Спящие должны проснуться. На передовой ведь чьи-то дети, отцы, братья…» - говорит Андрей.

А потом добавляет с улыбкой: «Вот ваш проект называется СВОИ, для меня СВОИ – это люди, с которыми хочется делиться от всего сердца всем необходимым, не задумываясь о цене. Я так расшифровываю эту аббревиатуру: Самые Высокие Отечества Имена. Это наши бойцы, наши защитники, слава им! А русскому народу я бы пожелал единства и огромной веры. Люди, начинайте верить в Господа, помогать волонтерам, не ждите, когда призовут ваших детей и мужей!».