История
Артур Козаев
г. Владикавказ

«Если все будут бояться – кто будет защищать наш дом?»

Артур Козаев с позывным «Акула» - улыбчивый, и при этом строгий, спокойный и рассудительный. Доброволец СВО, командир отделения батальона «Шторм. Осетия», снайпер и истинный патриот своей Родины. За отвагу и самоотверженность награждён медалью «Во Славу Осетии». В июне 2023 года в боях у населенного пункта Пятихатки проявил себя как настоящий герой: с пулевым ранением во время плотного миномётного обстрела помог эвакуироваться другим бойцам. После чего самостоятельно в течение нескольких часов добирался до расположения через лесополосу.

Пребывание в эпицентре специальной военной операции в течение года изменило Артура кардинально. Хотя изначально у него были на жизнь другие планы.

Жизнь «до»

Сейчас Артуру Козаеву 34 года. Он коренной владикавказец – семья всю жизнь прожила в этом уютном живописном городе. Их с младшим братом в основном воспитывала бабушка - можно сказать, с пелёнок поднимала.

 «Бабуля работала на кондитерской фабрике. Очень ценю то, что, несмотря на сложное время в конце девяностых - начале нулевых, она старалась сделать всё, чтобы мы с братом ни в чём не нуждались и ничем не отличались от сверстников. В меру строгая, но в «ежовых рукавицах» не держала. Она учила нас всегда поступать по совести».

Как и все мальчишки, Артур много времени проводил на улице. В каникулы пропадал там с утра до вечера – мальчишеские шалости, игры и забавы. Успешно занимался рукопашной борьбой – привлекал его этот мужественный спорт. После школы учился в экономико-правовом колледже. Повзрослел и обзавелся семьей: любящая супруга - хранительница очага, сыновья-погодки. Высшее образование Артур получать не стал – решил сразу строить карьеру. Целеустремленный и упорный – быстро дорос до должности управляющего в крупной компании. И можно бы сказать: ну зачем менять эту успешную мирную радужную жизнь на ежедневную смертельную опасность и суровые боевые будни? Но, наблюдая за произволом киевского режима, не смог остаться в стороне. Как и многие его земляки, с началом специальной военной операции пошёл добровольцем – Кавказ традиционно воспитывает настоящих мужчин.

«С первых дней СВО следил за новостями и когда в средствах массовой информации видел, как издеваются, как бомбят – не смог остаться равнодушным. Владимир Владимирович принял верное решение, я считаю. Когда восемь лет бомбили мирные города – это неправильно. Поэтому я пошёл добровольцем. Подписал контракт и спустя четыре дня убыл в зону проведения СВО. Просто понимал, что кому-то надо это делать – оберегать территориальную целостность страны. Всем страшно. Но если все будут бояться – кто будет защищать наш дом?»

Боевая инициация. «Если не я – то меня»

Настоящий мужчина по умолчанию является истинным воином - защитником своей Родины. И у Артура мужество, дисциплина, самоотверженность встроены на генетическом уровне. Именно поэтому коренной владикавказец быстро освоился в батальоне и заслужил уважение боевых товарищей. Вскоре первоначальный позывной «Турист» превратился в другой – резкий, стремительный и говорящий сам за себя - «Акула»: «Почему Акула? Друг погибший так назвал. Сначала, когда только прибыл, называли меня Туристом. А потом он на меня смотрит пристально: «Ну какой ты Турист? Ты как барракуда, как акула настоящая» - так и закрепилось».

Во время службы в армии военная специальность Артура был совсем другой. А здесь, в воинских реалиях, он с нуля освоил навыки, необходимые снайперу.

«У меня был только опыт срочной службы и, собственно, мой характер. Есть люди, которым всё дается легко. Может, просто я из этой категории? Было бы желание – всему можно научиться. Главное – это нацеленность на результат».

Однако, слушая Артура, чётко понимаешь, что все его достижения и победы – это следствие планомерной работы и чёткого понимания – для чего всё это делается. А цель у Артура самая что ни на есть благородная – защищать Родину.

На фронте дисциплина имеет огромное значение, и часто становится главным условием выживания. Артур Козаев сам ясно это усвоил и обучает этому новых бойцов, будучи для них командиром и наставником. Ведь снайперы не всё время стреляют: много времени необходимо проводить на позициях - улучшать, доделывать и… копать.

«Потому что когда копаешь - траншеи, блиндажи, себе какое-то спальное место – это твоя жизнь. Но многие этого не понимают: «Ну нет – мы штурмовики. Мы сюда не копать приехали». Приходится доказывать, ругаться: «Ребята, это ваша жизнь: чем глубже – тем лучше». Какой бы ты герой ни был – снаряд не выбирает. Ему-то какая разница, штурмовик ты или просто «копщик». Героизм бездумно не надо проявлять – он сам тебя найдёт».

С таких базовых, важных, но отнюдь не мелочей на фронте всё и начинается. Окопались - а дальше уже выполнение прямых задач: дежурств и боевых выходов. У снайпера задача более чем суровая: «Если не я – то меня».

Там, на передовой, ключевую роль играют боевое братство и пример старших товарищей. С большим уважением Артур Козаев отзывается о своём командире: «Командир всегда с нами на позициях – какая бы тяжелая ситуация ни была. Когда заезжали, нас очень жестко встречали: артиллерия и танки прямой наводкой били – при этом он рядом с нами был, не боялся. Хотя он комбат, и его место не там. Это дорогого стоит. Ребята рассказывали про других командиров – они не такие, а за него я не скажу. Много опыта нам передает: не через кого-то, а лично».

Сам про себя Артур Козаев честно признается, что в начале, конечно, было страшно: «Думал, что не вытяну. Может, по физическим каким-то характеристикам или моральным. Но нет - смог, адаптировался».

Это очень смело для мужчины – говорить о своих страхах. Потому что невозможно не бояться, когда плотно работает артиллерия. Когда кассетные снаряды по тебе выпускают или попадаешь под «Град»: «Вот эти 40 ракет монотонно падают на тебя. А ты лежишь в окопе и думаешь – ну когда это всё закончится. Хорош, хватит. Не очень приятные ощущения…».

Потом, с течением времени, страх притупляется. И ему на смену приходят хладнокровие, выдержка и опыт. Благодаря которым и совершаются настоящие подвиги, и спасаются жизни других.

Во Славу Осетии. Всевышний помогает

В начале июня отделение Артура Козаева приняло участие в ожесточённых боях в районе Жеребянки и Пятихатки. Украинские неонацисты атаковали там российских солдат очень жёстко – сильно работала артиллерия, плотно поджимал снайпер. Сразу же появились первые раненые. В их числе оказался и Артур Козаев: «До соседней «лесополки» доползли на животах, как говорится. Закрепились там. И под плотным минометным огнем противника уже стали выходить на место эвакуации. Мы были в меньшинстве. Не было возможности дать четкий грамотный бой. Поэтому пришлось отойти. Но в целом выдержали контрнаступление со стороны ВСУ и вышли оттуда с минимальными потерями».

Бойцы, которые были рядом с Артуром, рассказывали, что когда его ранило, он не издал ни единого стона. И уже раненый, помогал эвакуироваться другим бойцам. А после самостоятельно в течение нескольких часов добирался в расположение, откуда его уже доставили в полевой госпиталь. Пуля чудом не задела нерв. Вообще, Всевышний неоднократно уберегал Артура на фронте, а через него - и других ребят. Можно называть это как угодно - интуицией или предчувствием, но снайпер «Акула» неоднократно говорил сослуживцам: «Не ходите туда – там сейчас рванёт» - и так и случалось. Но в тот день Чудо было поистине поразительным.

Своё ранение Артур Козаев получил накануне дня рождения. А сам день рождения – провел в автобусе с другими ранеными, когда их везли из госпиталя. Разговорился там с одним из бойцов: пулевые ранения ведь редко бывают – в основном осколочные у всех.

«Рассказываю: так, мол, и так - уходил «лесополкой». И парень вдруг спрашивает: «Какой «лесополкой»?» – я ему показал на карте. А он мне: «Я не знаю, под каким Богом ты ходишь, но эта «лесополка» была заминирована у нас противопехотными минами». А я по ней полз 4 часа. Чудом ни на одну не нарвался. Тогда он мне сказал - зайди в церковь, поставь свечку. После этого, сразу, как приехал домой, я пошёл в церковь - первый раз за очень долгий период…».

За доблестную службу, самоотдачу и отвагу, проявленную при боях у населённого пункта Пятихатки, указом Сергея Меняйло, Главы РСО-Алания, снайпер батальона «Шторм. Осетия» Артур Козаев награждён медалью «Во Славу Осетии». С одной стороны, сам Артур очень скромно говорит о своих воинских подвигах: «Я не считаю себя каким-то супер-героем». Но с другой стороны, высоко ценит полученную медаль – он осознает, что каждую награду надо действительно заслужить.

Доброволец честно признался, что не долечился до конца после ранения и при первой же возможности вернулся на передовую. Но вскоре снова получил травму – сложный перелом. Говорит, обидно: «Просто хочется больше помогать на фронте. Я вот с этой целью туда и поехал – помочь»

Да, сейчас предстоит длительное восстановление, зато сейчас у него появилась возможность много времени проводить со своими родными. Они всегда значили для Артура очень много. Но год на войне, когда все время находишься рядом со смертью, заставил его многое переосмыслить и ещё больше ценить семью.

Жизнь никогда не будет прежней

Отвечая на вопрос, как он изменился с началом СВО, Артур Козаев говорит, что в нём перевернулось абсолютно всё. Теперь он ясно видит огромную радость мирной тишины, ясного неба и таких простых вещей, как возможность спокойно посидеть в парке, не опасаясь, что окажешься под прицелом, или в кафе сходить. После суровых опасных военных будней, радость от самых простых моментов мирной жизни ощущается особенно остро.

В трудное время очень важна поддержка близких и знакомых. Много знакомых подбадривало осетина, когда он находился на передовой, после ранения соседи говорили добрые слова – это важно для поддержания морального духа, говорит Артур. При этом, бывало и так, что поддержка приходила, откуда не ждал.

«Часто было так, что посмотришь на человека – и не скажешь, что на него можно положиться в трудной ситуации. А на деле оказалось иначе - внешность сильно обманчива».

И, конечно, огромное значение имеет именно поддержка родных. Родных, которые безоговорочно приняли решение главы семьи идти добровольцем. Родных, которые день за днём ждали, молились и верили – и будут ждать столько, сколько нужно.

«Отдельное спасибо хочу сказать моей боевой подруге - моей жене, которая, несмотря ни на что, всегда ждёт меня с каждой командировки, помогает залатывать мои ранения и занимается воспитанием наших детей».

Пока не залечат ногу, Артур остается во Владикавказе. И использует это время, чтобы встречаться с подростками и молодежью, рассказывать им, что же происходит сейчас на фронте. Со школьниками он общается и на уроках мужества. Недавно встречался со студентами Северо-Кавказского строительного техникума. Артуру важно рассказывать молодым правду об СВО и донести до них свое понимание – что такое патриотизм и любовь к Родине.

«Я никогда не говорю: «враг». Ни в коем случае! Я говорю: солдат противника. Когда мы выходили в районе Жеребяновки, и там лежали раненые солдаты ВСУ – наши ребята просто забирали их и отправляли в госпиталь. По сути, нет разницы: раненый есть раненый. А со стороны ВСУ говорить о какой-то гуманности смысла нет. Они просто-напросто не то что раненых добивают, а пытаются забрать как можно больше жизней…».

Боевое братство – как вторая семья. Там всё по-настоящему: настоящая жизнь, настоящая дружба. Хоть на передовой все живут одним костяком, но есть люди, с которыми особенно тесно общаешься. Таких людей Артуру уже приходилось терять. Поэтому сейчас он стал закрытее – не может сильно сближаться с новыми ребятами:

«Да, общаемся дружно, но теперь я соблюдаю небольшую дистанцию. После войны - дай Бог, доживём – пересечёмся, увидимся, дома посидим, семьями познакомимся, а на данном этапе – нет. К сожалению, потери есть, потери будут. Сразу это не остановится...».

Как сложится жизнь после СВО, Артур Козаев не загадывает, понимает, что работы, в том числе, и боевой, предстоит ещё много. Но одно он знает точно – в офисный пиджак возвращаться не хочет: «Честно сказать, я нашёл себя в воинском деле. Будет возможность – пойду в силовые структуры, служить в контртеррористическом отряде. Это мечта, а как будет?.. До этого ещё дойти нам надо…».