История
Группа «Зверобой»
г. Донбасс/ Москва

«Пели и в окопах, и на площадях»

С 2015 года одними из самых частых и желанных гостей Донбасса остаются участники рок-группы «Зверобой» — Алексей Иовчев, Александр Носков, Дмитрий Сосов и Сергей Кифак. Под бомбежками и обстрелами они вот уже восемь лет как дают концерты для мирных жителей и военных, посвящая все новые песни их борьбе за свободу.

«Стало понятно, для чего все это»

Группа «Зверобой» берет свое начало из середины 1990-х. Именно тогда Александр Носков и Дмитрий Сосов, познакомившись на даче в Подмосковье, решили объединиться в музыкальный коллектив — у обоих за спиной было Музыкальное училище имени Гнесиных, опыт и желание заниматься творчеством. Потому сразу по возвращении Дмитрия из армии, товарищи решили серьезно взяться за дело.

Следующие несколько лет исполнители искали свой путь и стиль, формировался коллектив. В 2000 году из группы ушел гитарист, и ее основатели дали объявление о поиске нового. Откликнулся мариуполец Алексей Иовчев, который только переехал в Москву и как раз искал себе работу. Он тоже был из творческой среды — писал песни и мастерски играл на гитаре.

Дмитрий и Александр быстро поняли: Алексей — их человек. И уже через несколько месяцев они записали песню «Птиченька», которая быстро полюбилась народу и стала популярной. Вместе с ней появилось и нынешнее название группы — «Зверобой», то есть бой со зверем внутри себя.

Однако очень скоро стало понятно, что название имеет намного больше смыслов. Слушатели делали отсылки и к целебному растению, и к одноименной советской самоходной установке, которая была способна пробить чуть ли не насквозь немецкие «тигры» и «пантеры»... «В названии «Зверобой» есть что-то природно-индейское, целебно-растительное. Но главное – это борьба. Борьба со зверем, с драконом, с фашизмом, наконец» — объясняет Дмитрий.

Под новым названием группа стала выпускать песни одну за другой, и в 2008 году провела презентацию своего первого альбома. Уже тогда ключевыми темами композиций «Зверобоя» стали Родина, честь и справедливость. «Мы патриоты. Нам всегда нравилась эта фольклорность, русскость. Мы даже никогда не задумывались о том, чтобы петь на другом языке. В нашем составе был гитарист, который уехал в Америку. Да, он предлагал перевести пару песен на английский и продвигать их заграницей. Но нет, только русский!» — говорит Александр.

Потому, когда на Донбассе в 2014 году вспыхнул конфликт, группа единогласно решила: она должна быть там, с людьми. Для этого музыканты обратились через соцсети к известному донецкому барду Владимиру Скобцову, прикрепив парочку своих песен. Приглашение не заставило себя ждать, и в августе 2015 года «Зверобой» стал участником фестиваля «Большой Донбасс».

Однако перед выездом потребовалось найти замену для барабанщика. Тогда-то «Зверобой» и обрел четвертого СВОЕГО человека — Сергея Кифака.

От творчества «Зверобоя», признается Сергей, он был тогда далек и даже не знал репертуар группы, однако поехать с коллективом согласился без раздумий — барабанщик загорелся идеей поддержать Донбасс. Быстро стало понятно, что Сергей — недостающее звено в «Зверобое».

«Донбасс объединяет людей. Он сформировал нашу группу в новом качестве, в 2014 году началась новая веха в нашем творчестве. Было ощущение, что все предыдущие годы нас просто готовили к этому. Просто вдруг стало понятно, для чего все это надо было», — говорит Алексей.

«Съездили на Донбасс и увидели другой мир»

В течение недели музыканты ездили по Донбассу из города в город и выступали перед мирными жителями, ополченцами, военными. «Зверобой» стал живым свидетелем массовых обстрелов Донецка и на себе прочувствовал, каково это — жить под бомбежкой.

Последний вечер первых гастролей стал для группы одним из самых запоминающихся и, наверное, определяющим многое в жизни. Музыканты тогда разместились в гостинице в центре Донецка, собрались у окна и обсуждали впечатление от поездки. Но вдруг их взгляд привлекла яркая вспышка в районе аэропорта. Зарево стало разрастаться, послышался грохот...

Музыканты, которые за неделю уже немного привыкли к обстановке, поняли: на этот раз надвигается что-то серьезное. Первым, кто им попался на пути из номера, оказалась горничная — женщина под звуки выстрелов... разгадывала кроссворд и комментировала каждый удар. «Вот, «Грады» пошли. О, а это уже к нам. Пожалуй, выйдем», — невозмутимо обратилась она к музыкантам.

Вскоре один из артиллерийских снарядов влетел во двор гостиницы. «Взрыв был очень мощный, все затрясло. Потом начал работать миномет — это была ДРГ (прим. — диверсионно-разведывательная группа), она в самом Донецке работала: под прикрытием общего артналета, под общий шум стреляла по детскому саду. Вслед за этим послышалась автоматная очередь. Было жутко. Мы тогда хорошо прочувствовали, насколько это на самом деле страшно. Люди же так жили месяцами...» — говорит Александр.

Впечатление от этого дня осталось с музыкантами на долгие годы и, конечно, отразилось на творчестве — стало больше песен на патриотические темы, о Донбассе. «Эта поездка нам сильно запомнилась: и боевые действия неподалеку, разрушенный бандеровцами мемориал Саур-Могила, и навсегда полюбились стихи луганской поэтессы Елены Заславской, которая впоследствии стала нашим любимым соавтором… А главное — покорили люди, жители Донбасса: честные, открытые, гостеприимные, надежные», — рассказывает Дмитрий.

Такое внимание «Зверобоя» к проблемам на соседних территориях понравилось далеко не всем знакомым исполнителей. В какой-то момент группе даже дали понять, что нужно остановиться. «Нас убрали из радиоэфиров, внесли в черные списки. Но мы не могли не исполнять наши песни. Мы съездили на Донбасс, и увидели другой мир, другую жизнь. Мы сами изменились и не могли быть прежними. Не могли уже петь о чем-то отвлеченном», — объясняет Алексей.

Потому группа, несмотря на давление, продолжала оставаться верной своим идеям и все больше давать концертов на Донбассе — причем, делали это исполнители всегда бескорыстно. Наоборот, если приезжали, то обязательно с гуманитарным грузом для людей.

Организовать гастроли в неспокойной обстановке, признаются музыканты, было непростым делом. «Зверобой» — одни из тех, кто протаптывал эту дорожку. Тем более, исполнители с каждым разом пытались охватить как можно больше людей и заходили все дальше. «Тот, кто хоть раз побывал на Донбассе, возвращается туда снова и снова. Донбасс становится судьбой и смыслом жизни», — отмечает Дмитрий.

Так, в 2017 году музыканты добрались до позиций Захара Прилепина под Пантелеймоновкой. Музыканты жили вместе с бойцами. Там же у окопов для них выступали, а потом все вместе ели рассольник.

За несколько лет о «Зверобое» узнал весь Донбасс, вся Россия. Исполнителей пригласили к сотрудничеству с Министерством обороны РФ, взяв их песню «Чистое небо» для официального ролика о действиях в Сирии наших Воздушно-космических сил, а также пригласили выступить на форуме «Армия-2016».

«Здесь я вкусил прелесть рок-музыки»

В 2022 году группа выступила в поддержку специальной военной операции. Причем, конечно, не только словом — поездок на Донбасс, посвященных ему песен у «Зверобоя» стало в разы больше.

Группа не боялась ехать в только что освобожденные города и все ждала тот день, когда сможет дать концерт для жителей Мариуполя. С огромной болью музыканты следили за новостями во время боев за город и всячески старались поддерживать Алексея, семья которого долгое время не могла выбраться из-под обстрелов.

Все страшные события Иовчевы проживали вместе с родным городом и четырежды просто чудом избежали смерти... Как-то в квартиру родителей Алексея влетел и – не разорвался снаряд. Зато спустя какое-то время, когда ВСУ в очередной раз обстреливали город, разорвался другой — в том самом подвале, где обычно прятались Иовчевы. Однако в этот раз они, к счастью, просто не успели забежать в убежище.

Не успела семья музыканта и на первые автобусы, эвакуировавшие из Мариуполя мирных жителей. Только намного позже стало известно, что украинцы не выпустили людей из города и... всех расстреляли.

Выехать Иовчевым вскоре все-таки удалось — поврежденная машина вдруг завелась, и семья смогла на ней выбраться в Новоазовск.

Поездку в Мариуполь «Зверобой» решил не откладывать: 20 мая — в тот самый день, когда министр обороны России Сергей Шойгу объявил, что Мариуполь освобожден — музыканты с гуманитарной помощью уже были там...

Алексей, который восемь лет не мог приехать к родному дому, вдруг оказался на улицах своего детства — вспомнил, как впервые в местном Доме творчества взял в руки бас-гитару, а за ней и электрическую. «Здесь прошло мое формирование, здесь я вкусил прелесть рок-музыки. Я развивался в прогрессии», — рассказывает музыкант.

Правда, узнать теперь все эти места было сложно — некогда цветущий, зеленый город был разрушен и выжжен. Уцелеть повезло только отдельным мариупольским домам...

Уцелела в том числе и многоэтажка, где находится квартира музыканта. В ней лишь оказались выбиты стекла — пустяк по сравнению с повреждениями соседних домов... «Просто не все дома имеют одинаковые разрушения — одни обрушились сильно, а другие рядом стоят без внешних повреждений, но при этом выжженные. Сначала было непонятно, почему так. Потом уже выяснилось, что, уходя, «азовцы» (бойцы запрещенной в России террористической организации — прим.) просто их поджигали...» — объясняет Алексей.

Все эти злодеяния нацистов музыканты решили показать подписчикам в соцсетях — включили камеры и... собрали гигабайты материала. По возвращении домой Дмитрий сделал из них целый клип под только написанную Алексеем песню «Мой Мариуполь».

17 июля 2022 года группа презентовала песню и клип, собрав за короткое время десятки тысяч просмотров и прослушиваний. Группа, и раньше не жаловавшаяся на число слушателей, стала еще популярнее.

«Мы — счастливые люди»

Сейчас график музыкантов расписан по минутам, и большую часть времени занимают гастроли. «Нам пришлось сильно ускориться — просто на все не хватает времени. У нас вот в работе три новые песни...» — отмечает Алексей.

Доходит порой до того, что музыкантам некогда даже собраться на репетицию: только прилетели с одних гастролей и уже нужно лететь на следующие. Потому о частых прогонах песен в студии пришлось забыть... Так, например, композицию «На границах империи» музыканты впервые все вместе сыграли уже на сцене — за столько лет совместной работы они научились чувствовать друг друга.

Однако перед большими концертами все же «Зверобой» собирается всем составом — одна репетиция, и в бой!

В новых условиях музыканты уже придумали, как быть. Теперь в свободное от выступлений время они работают порознь — кому и когда удобно. На дому каждый из них записывает свою партию и отправляет Алексею на сведение. «Мы счастливые люди: занимаемся любимым делом. Порой это невыносимо сложно, но в итоге — счастье есть. В нас Родина поверила, дала нам образование, и теперь мы отдаем обратно этот долг», — говорит музыкант.

За такую активную жизненную позицию исполнителям часто приходят угрозы. Признаются, что за эти годы с некогда хорошими знакомыми из-за разницы во взглядах пришлось даже разорвать отношения... Но все это не останавливает группу. «У нас много товарищей, о смерти которых мы узнали из СМИ. Это очень тяжело. Смерть Александра Захарченко, который в машине слушал наши песни, вообще нас выбила», — рассказывает Алексей.

Участвовала группа «Зверобой» и на том самом фестивале «Традиция», по пути с которого была убита российская журналистка Дарья Дугина. «Вот так мимо нас ходила с отцом... Мы тогда не стали подходить, беспокоить. А уже через несколько часов ее не стало. Это сильно действует на мироощущение. И вот уже прошел год, мы играли на том же самом фестивале и не могли отделаться от мыслей о Даше», — делятся музыканты.

Сейчас они готовятся к историческому для группы событию — 18 ноября состоится музыкально-поэтический спектакль «Путь к победе». Со сцены Театра Российской Армии зазвучат песни «Зверобоя».

«Пели и в окопах, и на площадях», — говорят про себя участники группы.