История
Ибрагим Гобеев
г. Владикавказ

Борьба до Победы или пока мы живы

Ибрагим Гобеев (позывной «Киев») – один из основателей добровольческих осетинских отрядов «Алания» и «Осетия», руководитель Администрации Главы Республики Северная Осетия – Алания и правительства Республики. С начала специальной военной операции одну неделю проводит у себя в кабинете, другую – в зоне боевых действий, поддерживает бойцов, выясняет, чем может помочь руководство республики. Практика, среди чиновников такого уровня – не самая распространенная. И оттого еще более ценная. Девиз Гобеева – «Борьба до Победы или пока мы живы».

ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО

В семье Ибрагима Борисовича Гобеева четверо детей. Его сын – офицер, служит по контракту, участвует в СВО. «Кто-то сказал, что, если хочешь воспитать ребёнка, показывай пример. Одними словами результата не добиться. Так старшее поколение нас воспитывало. Мы так же воспитываем детей. Надеюсь, они это все будут передавать своим детям», - говорит Гобеев.

По словам Ибрагима Борисовича, у человека, воспитанного в осетинских традициях – не только у осетин, но и у всех жителей республики, – среди жизненных ценностей на первом месте честь и достоинство: «Как говорят психологи, у нас главное чувство – это чувство самосохранения, но очень часто встречал, что честь и достоинство доминируют даже над самосохранением людей. Это мало кому, наверное, даётся, но среди своего окружения мне приходилось это видеть».

Воспитание в Осетии, вне зависимости от национальности, - это дух патриотизма. «Вот реально дух патриотизма у нас зашкаливает: любовь к Родине, своим гражданам к нашему Президенту. К нашим военным огромное уважение. Огромное уважение было, есть и, я думаю, будет в ближайших поколениях еще очень долго», – говорит Гобеев.

Сам Ибрагим Борисович родился 16 апреля 1972 года в селе Сурх-Дигора. «Село, в котором я родился, в годы Великой Отечественной войны несколько месяцев было под оккупацией немцев, - говорит Гобеев. – Мои родители на себе испытали весь ужас войны. Отцу на тот момент было 11 лет, матери лет 9. И я рос с пониманием, что мы одержали Великую Победу благодаря сплоченности, силе духа и патриотизму, хотя где-то это синонимы, конечно».

Родители научили сына праведной жизни, справедливости, труду, верности долгу. В детстве, как и все мальчишки его поколения, наш собеседник мечтал о космосе. В школе, в первом классе, когда он стал октябренком, его выбрали командиром «звездочки». Потом, пионером, он был командиром звена, в старших классах – физоргом, комсоргом...

«С четвертого класса я уже работал с отцом в колхозе, приобщался к тяжелому и не очень физическому труду. Очень любил это время, - вспоминает Ибрагим Борисович. – Отец был бригадиром тракторной бригады, научил меня хорошо ездить на гусеничном тракторе. Благодаря этому, во время боевых действий в зоне СВО я легко освоил танк. И, кстати, работал на вполне платной основе. Заключался договор, и государство официально выплачивало мне зарплату. На первую купил маме сережки, за 98 рублей, по-моему. К первому сентября одежду, велосипед, фотоаппарат, все остальное я покупал себе сам».

В юности Гобеев серьезно занимался боевыми искусствами: «Шесть тренировок в неделю. Ходить куда-то развлекаться не было ни времени, ни возможности, ни желания. Потом, уже став тренером, я не мог быть плохим примером для своих учеников, поэтому постоянно себя ограничивал во всем».

В армии Ибрагима Гобеева назначили командиром отделения охраны особого отдела КГБ СССР. «Военная контрразвездка – это особый отдел КГБ. Непосредственно вопросами военной разведки или контрразведки я там не занимался. В мои задачи входило обеспечение безопасности и сохранности режимного объекта. На этом объекте работали люди, которые занимались контрразведкой. Это были два года общения с офицерской элитой – очень умными людьми. Они научили меня многому, в том числе, философии. Их как будто специально в одном месте готовили. Хотя все разные, но мыслили все одинаково. Они хорошо разбирались во всем: в политике, астрономии, математике. С ними было очень легко общаться», – рассказывает Ибрагим Борисович.

Солдаты срочники стали для Гобеева едва ли не самими близкими друзьями. «Именно те, с кем я служил в армии, всегда мне были наиболее близки. Это двенадцать человек из разных регионов Советского Союза: русские, белорусы, украинцы и даже один узбек. Когда два года подряд бок о бок находишься с людьми, они становятся самыми родными».

За плечами у Ибрагима Борисовича учеба в Северо-Осетинском техникуме советской торговли, который он окончил по специальности бухгалтер. Позже – Армавирский лингвистический университет, юридический факультет. Прошёл профессиональную переподготовку резерва управленческих кадров в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Много лет проработал в системе Федеральной службы судебных приставов.  

«Начинал с рядовой должности инструктора по боевой подготовке и за семь лет стал руководителем службы по Северной Осетии. – говорит Гобеев. - Далее на аналогичную должность перевели в Хабаровский край. Позже начались интеграционные процессы в правовом поле Севастополя и Крыма, и меня экстренно перевели из Хабаровска в Севастополь. Работа заключалась в исполнении судебных решений. Сила закона не в формулировках, а в его исполнении. Важно было показать, особенно в Севастополе, что законы и судебные акты не носят декларативный характер, а четко работают в правовом поле Российской Федерации».

НЕ ВРЕМЯ ОТДЫХАТЬ

За последние 11 лет Ибрагим Гобеев шесть раз переезжал из региона в регион: из Северной Осетии в Хабаровск, Севастополь, Москву, Пятигорск, Новосибирск, назад в Северную Осетию.

Сейчас в команде главы РСО-Алания, как говорит Ибрагим Гобеев, работают достойные люди: «Эти люди работают на один результат. Есть такое понятие, как боевое слаживание. Можно привести сто великолепных военных в одно место, но если не будет слаживания, то результата не будет. Считайте, что боевое слаживание Меняйло провел успешно. Если будет провал в сельском хозяйстве, медицине, ЖКХ, то прямо или косвенно виноват будет каждый из нас, потому что мы мимо прошли, чего-то не заметили, не помогли. «Это не моя вотчина» – для Меняйло не аргумент. Эта взаимовыручка очень сильно помогает. Такого нет, что «моя хата с краю». Он это смог объяснить людям. Команда Меняйло сегодня, как большой механизм, работает на общий результат». Одно из правил работы Ибрагима Гобеева – любить всех одинаково. «Как только начинаешь создавать кому-то более комфортные условия, а кого-то недолюбливать, коллективы распадаются», – говорит наш собеседник. 

Сейчас Гобеев работает практически в режиме «24 на семь». «Когда ты начинаешь отдыхать, отключаться от основной своей деятельности, возникают опасения, что что-то пойдёт не так на работе, и уже мозги переключаются на рабочий формат. Поэтому лучше спокойно работать. Да и не время отдыхать. Мне кажется, сейчас, последние два года, не время отдыхать», – продолжает он. Собственно, в таком же режиме работает весь аппарат главы РСО-Алания.

За последние два года, с приходом команды Сергея Меняйло, в республике идет активное развитие промышленности: появился завод по камнеобработке, предприятие по производству фибробетона, фармсубстанций, кормов для животных, мебельное предприятие «ЦЕХ», возродился завод «Кристалл». «У нас земли очень благодатные, поэтому активно сейчас реализуются проекты по глубокой переработке зерновых, в том числе производство ягод, других культур, которые очень хорошо, как оказалось, растут на территории Северной Осетии. Эта область сельского хозяйства приносит исключительно высокую прибыль. В Осетии огромный научный потенциал, который сейчас реализуется очень динамично. Ну и производство в целом. Хочется, чтобы основой нашей экономики в республике были туризм и культура», – говорит Ибрагим Гобеев. По его словам, в девяностых годах люди представляли Осетию как некий центр производства алкоголя. Сейчас так уже никто не думает. Кстати, сам Ибрагим Борисович не употребляет алкоголь и не курит.

ОБМАН БУДЕТ РАСКРЫТ

Будучи человеком верующим, Ибрагим Гобеев считает, что надо с любовью и благодарностью относиться ко всему, что происходит вокруг тебя, и что даже к врагу нельзя относиться с ненавистью. Это не означает, что противнику нельзя давать отпор. «В Православии нас тоже учат, что добро должно быть с кулаками, когда в этом есть необходимость», - говорит он. По его словам, на протяжении последних десятилетий наша страна не раз подставляла врагу и правую, и левую щеку: «Это и Донбасс, и Южная Осетия, и то, что они творили в Чеченской республике – наподставлялись уже. Вот все, мы уже начали отвечать».

С самого начала СВО Гобеев, который сам систематически ездит «за ленточку», постоянно поддерживает связь с бойцами на передовой: консультирует, подстраховывает, советуется с главой республики. «На передовой самое главное – поддерживать ребят: не материально и не технически, а морально! – говорит Гобеев. Бойцам важно, чтобы рядом с ними был главный человек в республике или его помощник.

Глава республики Сергей Иванович Меняйло сам часто приезжает в зону СВО, к воюющим соотечественникам, обеспечивает их всем необходимым, знакомится с обстановкой, общается с бойцами и командирами. «Это очень эффективный командир – говорит Гобеев, – и волевой, и жесткий, и справедливый. За «ленточкой» эти методы особенно важны – там не институт благородных девиц, чтобы любезничать».

Обычно поездки бывают под определенные задачи, когда на передовой предстоит наступление или контрнаступление. «Два мотива. Первый – чтобы глава туда реже ездил – это первое. Иначе он будет очень часто туда ездить и подвергать себя опасности. Его роль и место в республике более важно, чем моё. А опасности там очень много. Второе – это защита Родины. Как по-другому? Почему одни должны защищать, а другие нет? Мы ничем не лучше и не хуже других членов нашего общества. Ни я, ни глава, ни другие чиновники, нечиновники. У нас очень много молодых ребят, которые достаточно обеспеченные. И они участвуют в специальной военной операции», – объясняет Ибрагим Гобеев.

По его словам, в Осетии среди мобилизованных точно нет таких, кого силой заставили идти на СВО. Более того, в республике много добровольцев. «У меня сосед недавно погиб. Он - руководитель большой строительной компании. Я просто был удивлён, когда узнал, что в прошлом году он поехал воевать. Я не понимал, зачем. У него постоянно были задачи, планы на большое количество сотрудников, которые от него зависели. Но он поехал, год воевал. Через год погиб за Родину. И таких у нас много», – говорит Ибрагим Гобеев.

В зоне СВО Гобеев требует от людей строжайшей дисциплины. «Внутренняя дисциплина у добровольцев из Осетии нередко хромает, - отмечает он. - Зато там, где речь заходит о мужестве и героизме, им равных нет». Иногда его требования представляются людям чрезмерно строгими. «Первое время ребята не понимали, когда я полностью запретил им ругаться матом. Мне возразили: как это на войне без мата? Солдат без мата, как без автомата. Но одно дело – где-то на улице матерные слова произносить, пусть даже в шутку, другое дело – там, где люди в постоянном напряжении, и они постепенно шуток уже не понимают. И в такой ситуации на передовой надо друг к другу относиться бережно», – объясняет Гобеев.

У Ибрагима Борисовича тоже есть свой помощник – Нина Байцаева, помощник руководителя администрации главы РСО-Алания. Она приняла осознанное решение закрыть свой бизнес, связанный с интернет-продюсированием, и «встала в строй». Сейчас она курирует информационное направление на СВО, под позывным «Амазонка» тоже часто ездит в командировки в зону СВО.

В лице Ибрагима Гобеева Нина Байцаева впервые, по ее словам, встретила регионального чиновника с федеральным мышлением. «Очень много о нём слышала, что он неординарный руководитель, что он очень сильный лидер, очень умный, очень спокойный. Где-то его даже назвали гением стратегии», – рассказывает Байцаева. – «Система, она все равно располагает к бюрократизму, ко многим вещам, сложностям. А у него мастерски получается показать каждому, что он уникален и что он справится. И каждый из нас в системе уверен, что мы просто самые лучшие».

ВОЙНА МИРОВОЗЗРЕНИЙ

Сегодня информационное пространство наполнено разного рода фейками, которые создают люди, желающие раскола нашей страны, отмечает Гобеев. «Когда начинают рассказывать, что на Украине друг с другом воюют два братских народа, это не так», - говорит он. Столкнулись две системы мировоззрений. Западноевропейская и русская. «Не российская, а русская культура сейчас воюет с западной, чтобы остановить экспансию. Мягкая экспансия проходила на протяжении десятилетий. И мы же понимаем, какие задачи стояли в конце девяностых - начале двухтысячных. Именно благодаря Президенту Владимиру Владимировичу Путину нам удалось сохранить и территории, и культуры, и в целом наш народ».

Ибрагим Гобеев убежден, что те, кто сейчас находится по другую сторону баррикад – пусть даже среди них есть и выходцы из кавказских республик – в конце концов поймут, что Запад их в очередной раз обманул: «Это будет скоро. Это не предчувствие, это некий анализ событий, мой личный. Я думаю, что в следующем году это осознание к ним придёт».

На вопрос, кого он считает своими, Гобеев отвечает просто: «Судя по фамилиям в списках представленных к наградам, которые присылают батальоны, сформированные в Осетии, среди героев есть и русские, и украинцы, осетины, и дагестанцы и кабардинцы, и ингуши, и другие национальности. Подвиги совершают абсолютно все и одинаково. Это и есть «свои».