«В нас стреляют, а мы все равно восстанавливаемся, потому что мы русский народ. Кто-то работает на разрушение, мы — на созидание»
Небольшой уютный город Шебекино в Белгородской области в 2022 году оказался на линии боевого соприкосновения. Расстояние до границы с Украиной составляет всего 3 километра. Шебекино ежедневно подвергается массированным обстрелам — гибнут люди, разрушаются здания и важные объекты. Но жители, несмотря на опасную обстановку, работают и восстанавливают любимый город. О том, что помогает выстоять в сложное время, поговорили с Натальей Александровной Мельник. Завод по производству необходимого сырья для лакокрасочной продукции, которым она руководит и создала буквально с нуля, сгорел из-за обстрелов практически дотла.
Химия и жизнь
Наталья Александровна родилась в 1949 году в Барнауле, а выросла в Белой Калитве, в Ростовской области, которую считает малой Родиной. Школу закончила с серебряной медалью и уехала учиться в Харьков, на Украину — тогда это была одна дружная страна. В местном политехническом институте в 1973 году получила специальность химика и встретила будущего мужа Николая, который учился там же, но на электромашиностроительном факультете. В Харькове родилась и старшая дочь Елена.
Вместе с мужем и дочкой уехали в Шебекино, родной город Николая. Так совпало, что в те времена город был идеальным местом для молодого специалиста-химика.
“Шебекино называли городом химиков — здесь в 1950-е был построен первый в стране завод синтетических моющих средств, где работала половина города. При нем был создан Всесоюзный Научно-исследовательский институт поверхностно-активных веществ, куда я и пришла простым лаборантом. А в 1986 году защитила кандидатскую диссертацию по очень интересной и нужной теме “Разработка химических средств для чистки морской поверхности от нефтепродуктов”. Стоит отметить, что эта тема действительно была крайне важной и актуальной, ведь любая авария в океане с разливом нефти приводила к экологической катастрофе. Нефть быстро распространяется по поверхности воды, гибнут рыбы и птицы. А специальные вещества — диспергенты — способны разрушить нефтяную пленку и не допустить печальных последствий.
Но пришли 1990-е годы, перестройка — важнейшего для страны института не стало. Нужно было как-то жить и чем-то заниматься. И Наталья Александровна вместе с бывшими коллегами создала первое предприятие, тоже связанное с любимой химией — по производству лакокрасочной продукции.
“Как говорят, в Шебекино в те времена краску тут не делал только ленивый — ее производили везде, начиная с гаражей. Так все и началось. А в 2007 году появились предприятия “Химтекс” и “Лаурит”, где мы производим основу для краски — плёнкообразователи, олифу, смолы и сиккативы — специальные вещества, без которых краска просто не высохнет. Нас знают и доверяют — мы поставляем продукцию на крупнейшие заводы Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля и многих других городов”.
Производство активно развивалось, было оснащено самым современным оборудованием. Но наступило 21 октября 2022 — завод обстреляли. По территории пришлось 5 прямых попаданий снарядов.
Всегда идти вперед и не сдаваться
Наталья Александровна всегда стремилась создать на производстве такую атмосферу, чтобы людям было приятно и радостно приходить на работу. Ведь за столько лет коллектив практически стал родным — многие трудятся вместе с ней по 30-40 лет. На территории цвели розы и зеленели аккуратные газоны. И вот ее детище — завод — сгорел практически полностью, остались лишь остовы.
К счастью, в тот день никто из сотрудников не пострадал — все случилось к вечеру. Наталья Александровна сразу приехала на производство и до поздней ночи координировала действия МЧС — объясняла, что именно нужно тушить в первую очередь. Ведь любое химическое производство пожароопасно, неправильные действия могли привести к дальнейшему распространению огня. Пожар тушили почти сутки. Вместе со зданиями и оборудованием огонь уничтожил 184 тонны готовой продукции. К счастью, еще небольшая часть хранилась на другом складе, поэтому при пожаре не пострадала.
“Два дня я ходила по руинам. А дальше — приняла решение о восстановлении. Начали с уборки и демонтажа. Часть производства удалось перенести на другие площадки, так мы смогли не подвести клиентов и продолжить работу, пусть и не в полном объеме”.
Ущерб от обстрела составил более 200 миллионов рублей. К страховым случаям такие повреждения не относятся, поэтому почти 5 месяцев завод возвращали к жизни только своими силами и за счет собственных средств. В апреле 2023 правительство России выделило грант на восстановление в размере 40% от понесенных убытков. Благодаря этим средствам удалось частично отремонтировать здания, вставить окна, начать ремонт оборудования, положить новый асфальт. Но уже 27 мая 2023 года завод обстреляли вновь. В этот раз прилет привел не только к разрушениям, но и к настоящей трагедии — от осколка снаряда погиб один из сотрудников. “Даже тогда, когда завод сгорел почти полностью, это не было такой бедой”, — говорит Наталья Александровна. Еще один сотрудник во время обстрелов получил контузию. Когда случились эти страшные события, Наталья Александровна приехала на завод еще до скорой, чтобы постараться обеспечить необходимую помощь. Потом она сама забрала пострадавшего сотрудника из больницы. А дальше предстояло самое сложное — разговор с семьей погибшего….
Наталья Александровна не видит в этом поступке ничего героического, потому что уверена, что так поступил бы на ее месте каждый. “Я обыкновенный руководитель, так должно быть”, — просто объясняет она.
Обстрелы продолжали усиливаться. 1 июня 2023 года маленький город Шебекино принял почти 800 ударов минометных снарядов и ракет и почти столько же прилетов на следующий день. Пропали связь и электричество. Началась эвакуация жителей. Перед отъездом Наталья Александровна в спешке, под обстрелами, вернулась на предприятие, чтобы спасти рабочую документацию, серверы и трудовые книжки — фактически, она серьезно рисковала жизнью, но своими сотрудниками она рисковать не могла, только собой. А всем, кто работал на предприятии, дала оплачиваемый отпуск на месяц.
С семьей эвакуировались в Белгород буквально в чем были — кроме личных и спасенных с завода документов, больше ничего не взяли. Вернулись в середине июня и приступили к работе. “Ну ничего, несмотря ни на что, потихонечку снова начали восстанавливаться. Совсем недавно, 22 июля нам подали электроэнергию, починили все пробитые кабели, и мы снова продолжили работать“.
Забота о людях — главное для Натальи Александровны. И они, безусловно, это ощущают и ценят. Когда в октябре завод сгорел, уже на следующий день, в выходной, все сотрудники сами вышли на работу, чтобы помочь, чем можно. И дальше — убирали и восстанавливали. Работы тогда прибавилось всем — включая бухгалтерию. Нужно было срочно договариваться с другими производственными площадками и клиентами, весь производственный персонал занимался разбором завалов. А ведь близилась зима, становилось холодно, помещения не отапливались. Небольшим спасением тогда стали генераторы, благодаря которым можно было немного согреться и выпить горячего чая. Сейчас некоторые сотрудники вынуждены жить в Белгороде, потому что их дома в Шебекино разрушены, но для их поездок на работу и обратно руководство завода выделило транспорт.
Несмотря на то, что прилеты и сейчас не прекращаются ни на день, работы по восстановлению по-прежнему идут, в перерывах между обстрелами ведется отгрузка продукции. В такой ситуации любой бы отчаялся, но Наталья Александровна — убежденный оптимист и сильная личность.
“Не было ни одного момента, когда хотелось все бросить и опустить руки. Просто я по характеру такая — иду вперед и не останавливаюсь. А еще — на мне ответственность за людей, которым нужна работа. Я считаю, что мне помогает и направляет меня Господь. Не могу назвать себя очень религиозной, но бывают такие ситуации, когда не знаешь, почему, но это происходит. Слава Богу, в моем возрасте я могу работать и создавать, и коллектив у меня хороший”.
“Мы должны победить”
В Шебекино много поврежденных обстрелами зданий, а остальные — обложены мешками с песком, которые должны хоть как-то уберечь их от возможных разрушений. А рядом, как символ надежды, цветут цветы.
“Очень больно видеть город в таком состоянии. За 50 лет Шебекино стал мне по-настоящему родным, здесь прошла большая часть моей жизни, родилась младшая дочь Анна. У нас красивый зеленый город, практически все друг друга знают, если не по имени, то в лицо. Такой спокойный, нормальный, рабочий город”.
И местные власти, и губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков прилагают максимальные усилия для скорейшего восстановления города и возвращения людей к нормальной жизни.
“В нас стреляют, а мы все равно восстанавливаемся, потому что мы русский народ. Кто-то работает на разрушение, а мы — на созидание. Восстановление города идет быстрыми темпами, но все сразу сделать невозможно. Например, благодаря вмешательству властей нам недавно восстановили подачу электроэнергии. А когда была эвакуация, власти вывозили людей на собственных машинах, быстро организовали подачу автобусов. Они делают даже больше, чем могут, но они не могут нас защитить, это может сделать только армия — пока не отодвинут фронт, мы под угрозой”.
Когда начинается обстрел, приходит оповещение, все уходят в укрытие. Жители Шебекино уже могут определить, откуда летит снаряд, и кто стреляет.
“Теперь знаем — вот сейчас было громко, но стреляли наши. Неприятно, тревожно, но это наши. Когда наши, не прячемся. Никогда не верила в то, что война придет в Белгородскую область. Я патриот, я же в Советском Союзе воспитана — этого противостояния не должно было случиться. Мы были одной страной, одним народом. Но это произошло. И теперь мы должны победить, другого варианта просто нет”.
Все обязательно будет хорошо
У Натальи Александровны с мужем, с которым они уже отметили “золотую свадьбу”, большая и дружная семья — две дочери, трое внуков и уже подрастает правнучка. До обстрелов каждые выходные вся семья собиралась дома у Натальи Александровны, но теперь в Шебекино опасно, поэтому она навещает их в Белгороде сама.
Дочь Елена стала экономистом и вот уже 29 лет тоже трудится на “Химтексе”: “На работе мы работаем, там мы не мама и дочь. Наталья Александровна — руководитель строгий, но справедливый. В ней столько любви, она всех старается окружить своей заботой и вниманием. А на заводе старается создать почти домашнюю обстановку. Всех вокруг заряжает своей энергией, откуда она ее берет, я не знаю. Все, что она сделала в жизни — все благодаря ее настойчивости, силе и упорству. Когда случаются любые плохие события, она не раскисает, а мгновенно мобилизуется. Меня в ней восхищает ее вера в людей и в то, что все обязательно будет хорошо”.
Несмотря на то, что Наталья Александровна закончила школу больше 50 лет назад, она по-прежнему поддерживает связь с одноклассниками — на юбилей к ней приехало 16 человек из разных частей страны. “Просто класс очень дружный”, — объясняет Наталья Александровна. “До сих пор общаемся и дружим, поддерживаем друг друга и стараемся помогать”. Смогли встретиться даже в пандемию, но сейчас из-за обстрелов получается только созваниваться.
Несмотря на большую загруженность на производстве, Наталья Александровна успевает находить время даже для хобби — создает декоративные композиции. А еще большое внимание уделяет любимым цветам и огороду. Это настоящая отдушина, которая приносит радость и помогает отвлечься от плохих мыслей, говорит она. “Все выращиваю своими руками, а на зиму — варю варенье, солю огурцы. Люблю этим заниматься”.
Вот и на территории завода Наталья Александровна уже посадила новые розы...