«Наша армия самая сильная и со всем справится. А мы, медики, будем рядом и поддержим»
Шебекино, что в Белгородской области, в нашей стране знают все: с начала СВО этот маленький город, расположенный в непосредственной близости от границы с Украиной, постоянно подвергается обстрелам. О том, как изменилась за последний год жизнь обычных горожан и как в этих тревожных условиях работают медики, рассказывает главный врач Шебекинской центральной районной больницы Олеся Нестеренко. Эта отважная женщина в непростое время руководит большим коллективом, который спасает жизни, и, как и все мы — надеется на то, что скоро наступит мир.
Сохранять присутствие духа помогают близкие, единомышленники, а еще опору дает историческая память: оба дедушки Олеси были участниками ВОВ, и она уверена: «мы, внуки, не можем подвести своих дедов».
«Оба моих деда — участники ВОВ: один служил инженерных войсках, другой в войсках НКВД. Оба не любили вспоминать о войне, тяжело было возвращаться в те времена, было непросто, теряли товарищей. Но мы — внуки — всегда очень просили поделиться фронтовыми историями. И они рассказывали: как приходилось по трое суток на лыжах в мороз преследовать врага, как находили засады фашистов, как боролись с полицаями. Мы внимательно слушали эти рассказы, рассматривали медали и гордились своими дедами».
«Врачом я хотела быть всегда»
Олеся родилась в Ханты-Мансийском автономном округе, раннее детство прошло в Нижневартовске. Родители были далеки от медицины — мама работала учительницей, папа — в нефтегазовой отрасли, но Олесе всегда нравилась особая атмосфера, которая окружает работу медиков. Вот почему после окончания школы она поступила на медицинский факультет.
«Врачом я хотела быть всегда, мне очень нравилась эта профессия. Еще когда я ходила с мамой в детскую поликлинику, внимательно наблюдала за тем, как работают медики. Мне нравилась атмосфера, вся атрибутика медицины — халаты, чистота, все такое красивое. Первыми пациентами стали куклы и другие игрушки: сколько помню, я то лечила им зубы, то делала операции и разные процедуры».
Родители остались в Нижневартовске, а Олесе, которая стала студенткой Белгородского университета, пришлось учиться самостоятельности. Новый город принял хорошо, появились друзья. Много времени отнимала интенсивная учеба.
«Родители планировали после выхода на пенсию вернуться на родину, в Белгородскую область, а я, получается, переехала первой. Сначала было трудно, непривычно — пришлось рано повзрослеть. Нижневартовск я очень любила, скучала по нему — на севере живут совершенно замечательные люди! Очень люблю свою школу, часто ее вспоминаю. Но Белгородчина мне тоже родная с детства, ведь каждое лето я бывала у бабушки с дедушкой в селе Новая Таволжанка. Здесь потрясающая природа, зелень… Но главное — мне везло с людьми. В школе у нас был дружный класс, потом студенческий коллектив, потом рабочий — я везде встречаю прекрасных людей»
После успешного окончания университета, получив специальность «врач-терапевт», Олеся начала работать в поликлинике в Шебекино. Затем стала участницей проекта «Земский доктор» и переехала в село Муром в том же Шебекинском районе. Работа нравилась, и хотя была непростой, у молодого специалиста все получалось, пошел карьерный рост. Появилась семья.
«В селе Муром я проработала семь лет. Сначала участковым терапевтом, затем стала заведующей отделения врачей общей практики. А потом вновь перешла на работу в Шебекино и стала уже главным врачом. Управленческая работа, конечно, имеет свою специфику. Недостаточно быть хорошим медиком, требуются дополнительные навыки — ведь кроме лечебного процесса нужно правильно организовать и хозяйственную часть, и экономическую, и конечно, работу с людьми. Я прошла профессиональную переподготовку по направлению «Менеджмент в здравоохранении».
Постепенно копился опыт, сложилась крепкая команда — всего в Шебекинской центральной районной больнице работает 900 человек. Серьезным испытанием для медиков стала эпидемия коронавируса — нагрузка на специалистов возросла многократно, пришлось столкнуться с тяжелыми случаями. Болели и сами врачи, и семьи, многие потеряли близких…
«Это был тяжелый период. Когда он закончился, все выдохнули, но оказалось, что настоящие испытания еще впереди. Началась СВО, и наш регион ощутил это на себе одним из первых. Обстрелы, разрушения, ранения — и медики вновь вышли на передний край. Только теперь это уже не терапевты и пульмонологи, как во времена ковида, а хирурги, травматологи, анестезиологи…»
Олеся рассказывает о коллективе больницы с гордостью: в трудное время коллеги показали себя с самой достойной стороны. Обстановка уже второй год остается напряженной, многие уезжают в другие регионы, но врачи остаются на своих местах. За время СВО из ЦРБ ушли три врача и пять медицинских сестер. Основной состав, костяк команды, «принял бой»: нагрузка возросла, да и работать теперь приходится в сложных условиях, иногда — рискуя собой.
«С началом СВО характер работы поменялся полностью»
Работа медиков не похожа ни на какую другую — ведь в каком-то смысле они участвуют в постоянной, пусть и невидимой глазу «войне» — люди болеют, нередко серьезно, бывают состояния, угрожающие жизни, тяжелые травмы. Но когда начинаются реальные боевые действия, и не где-то там, далеко, работать приходится по-другому.
«С началом СВО характер работы поменялся полностью. В обычное время чаще всего приходится иметь дело с хроническими заболеваниями, бывают вспышки инфекций. Из острых состояний — инфаркты, инсульты. Если взять хирургию, чаще всего это аппендициты, холециститы, бытовые травмы — различные переломы, последствия ДТП. Порядок оказания помощи отлажен, отработан — это привычные условия, хотя и их, конечно, легкими не назовешь. Но когда пошел большой поток раненых, и военных, и мирных, нам пришлось полностью перестроиться. Медики столкнулись с такими травмами, такими тяжелыми состояниями, которых раньше просто не видели: осколочные, минно-взрывные ранения».
На помощь пришли коллеги из Минобороны — военные медики. Кроме того, врачи Белгородской области наладили совместную работу с крупными федеральными медицинскими центрами — ведь во многих тяжелых случаях на месте пострадавшим оказывается только первая помощь, а дальнейшее высокотехнологичное лечение они получают уже в профильных учреждениях.
«Мы многому научились у военных врачей — у них ведь свои стандарты, свои подходы. Сейчас наша задача, если поступают люди с тяжелыми ранениями, травмами — стабилизировать состояние, постараться максимально сохранить все жизненно важные функции, сделать все, чтобы человек после выздоровления смог вернуться к нормальной жизни».
Шебекинская ЦРБ и другие больницы области оказались готовы к оказанию таких видов помощи еще и потому, что за последние два года им удалось полностью обновить оборудование — региональные власти уделяли большое внимание совершенствованию материально-технической базы местных больниц, активно финансировали это направление.
«У нас появилось современное диагностическое оборудование — томографы, передвижные палатные рентгены, обрудование для отделений реанимации, для операционных блоков. Когда нас «усилили» — на работу стали приезжать коллеги из других регионов, они были приятно удивлены — по уровню оснащения мы не уступаем столицам».
«Помогая другим, мы помогаем себе»
Когда Шебекино обстреливают в очередной раз, все сотрудники ЦРБ приезжают на работу. Потому что понимают: коллегам, которые сейчас на смене, может понадобиться помощь. Главный врач больницы считает, что это — не просто профессиональный долг, а еще и личный способ борьбы со стрессом: «помогая другим, мы помогаем себе».
«Когда ты знаешь, что очень нужен другому человеку, которому сейчас хуже, чем тебе, когда ты реально можешь помочь — это поддерживает, не дает почве уйти из-под ног. У нас замечательный коллектив. Особенная благодарность, конечно, тем, кто непосредственно работает с ранеными: хирургам, анестезиологам, операционным сестрам…».
Особенно тяжелым выдалось начало июня 2023 года. В этот период город «утюжили» почти безостановочно. В один из дней пострадало и здание больницы. Его обстреливали прицельно — хотя противнику было очевидно, что это гражданский объект. По счастью, обошлось без серьезных повреждений — осколками посекло фасад, выбило стекла.
«Обстрел начался с 31 мая на 1 июня и продолжался еще несколько дней. Мы с начмедом приехали на работу, чтобы оценить обстановку на месте, так что все происходило буквально на наших глазах. Вывели сотрудников, спустились в бомбоубежище. К нам присоединились еще люди из соседнего общежития, в которое было прямое попадание — они знали, что в больнице есть укрытие. Ни один из корпусов не получил критичных повреждений — просто чудо, Бог уберег».
Вместе с военными врачи эвакуировали из больницы людей. Их было сравнительно немного — в конце мая, еще до того, как все произошло, лежачих пациентов перевели в другие лечебные учреждения. Это тоже был непростой процесс, который продолжался в общей сложности сутки — но главное, всех вывезли, никто не пострадал. После обстрела на территорию больницы пришлось вернуться еще не раз: убедиться в сохранности оборудования и забрать самое необходимое.
«Самое трудное в работе ЦРБ в новых условиях — то, что направлений в работе стало два», — рассказывает Олеся. Работа с ранеными военными и пострадавшими мирными и работа с плановыми пациентами. Люди ведь продолжают болеть, по-прежнему нуждаются в диспансеризациях, профосмотрах, обследованиях.
«После того обстрела мы возвращались на территорию за дорогостоящими лекарствами, которые так просто не купишь, за оборудованием — передвижной флюорограф, например, забрали, аппараты УЗИ, ведь что бы там ни было, а людей на селе нужно обследовать. Еще несколько дней прошло, и забеспокоились наши санитарочки. У нас вокруг корпусов цветники, так вот они переживали — как там цветочки, нужно съездить и полить… Сейчас практически все последствия обстрела уже устранены, ремонтные работы заканчиваются».
«Нас нельзя запугать»
В день, когда корпуса больницы пострадали в результате обстрелов и врачам пришлось сидеть в бомбоубежище, страшно было всем. Но должность главврача обязывает — терять присутствие духа нельзя. Рассказывая о том, как жители Шебекино переживают обстрелы, Олеся говорит: «Мы видим, что на самом деле происходит, мы ведь уже год в этом живем. Все научились правильно себя вести, власть и общество «мобилизированы», в момент опасности все работают слаженно и четко, поэтому нам и удается избегать больших жертв. Страшно бывает всем. Мне тоже. Но когда сотрудники на меня смотрят, надеясь, что мне, руководителю, известно немного больше, чем остальным, я просто не могу подвести. Не раскисать! Вот наш принцип. И так у нас действуют все. Если посмотреть, как быстро в городе чинят все, что разрушено, как быстро наводят порядок, становится ясно, что нас нельзя запугать».
Врачебное сообщество — не просто среда профессионалов, которые имеют схожий опыт. Это настоящее братство, которое при необходимости может превратиться и в боевое — в самом прямом смысле, как показывают события последних месяцев.
«У нас действительно потрясающая команда. Мы проводим вместе много времени в больнице — такая работа. Но общаемся и вне больничных стен. Делим и радости, и горести. Это важно, особенно в трудное время. Готовность подставить плечо, помочь, поддержать, бесценна. И еще есть такая особенность: традиции наставничества. Во врачебной среде более опытные старшие коллеги всегда приходят на помощь молодым, делятся опытом. Это даже не нужно организовывать «сверху», это такой естественный процесс».
Специалисты ЦРБ остаются на посту, но жизнь идет своим чередом. Коллектив больницы уделяет время активному отдыху: это помогает быть в тонусе и не терять форму. Событие городского масштаба, в котором участвуют замечательные шебекинские врачи, например — марафон, который проводится несмотря ни на что.
«Профилактическую работу внутри коллектива мы наладили. А как иначе? Доктора подают пример остальным! Почти во всех городских спартакиадах мы участвуем, бег, спортивное ориентирование… Вот сейчас график дежурств составить нужно так, чтобы освободить время в день марафона для наших бегунов».
Разумеется, восполнять ресурс помогает семья: муж и сын. А еще главный врач Шебекинской ЦРБ очень любит свой город — его уютные улочки, зеленые парки, красивую набережную. Природа подпитывает и дает сил.
«Любимый уголок — пожалуй, новая набережная. Здесь каждый найдет себе занятие по душе, есть места для активного отдыха детей и молодежи, но можно и просто погулять, отдохнуть душой: посмотреть на воду, понаблюдать, как уточки плавают. Часто выезжаем с семьей на природу, она вдохновляет: прогулки, рыбалка. Окрестности Шебекино очень живописные — бор, меловые горы. И сам город не отстает, зеленый, цветущий, уютный».
Усталость от боевых действий огромна — шебекинцы очень ждут, чтобы они скорее закончились. И каждый старается на своем месте делать что-то, чтобы приблизить победу.
«У меня нет никаких сомнений, что все в итоге будет хорошо. История циклична, такое уже было, и если обратиться к исторической памяти — мы знаем, чем это все закончилось. Наша армия самая сильная и со всем справится. А мы, медики, будем рядом и поддержим».