История
Руслан Остаев
Северная Осетия

«Моя задача — сохранить жизнь бойца»

Сегодня на передовой много военнослужащих и добровольцев из Северной Осетии. Они достойно исполняют свой долг перед Родиной. Один из тех, кто отправился в зону боевых действий по зову сердца — командир батальона «Алания» Руслан Остаев. Он с первых дней специальной военной операции отправился туда добровольцем, оставив в Осетии большую семью. Сейчас командует батальоном «Алания» — как отмечают военкоры, одним из лучших подразделений на Запорожском направлении. В зоне спецоперации с ним также находился его 17-летний сын Рустам.

Служба, длиною в жизнь

Военной службе Руслан посвятил большую часть своей жизни. Сразу после того, как он выпустился из Саратовского военного института, его распределили сначала в Кабардино-Балкарию, а после — в Чечню. Там Остаев впервые столкнулся с войной. Из вооруженных сил Руслан Остаев уволился только в декабре 2021 года - из-за проблем со здоровьем. А в феврале 2022 – ушел на войну, уже добровольцем. «25 февраля я поехал покупать обмундирование. Понимал, что моя помощь понадобится», - рассказывает он.

Руслан родился в Южной Осетии, в селе Сохта, где родился и первый среди осетин Герой Советского Союза Алексей Остаев. В семье Руслана было 12 детей, сам он – по счету десятый. Несмотря на то, что жили они скромно, родители никогда не отказывали в помощи другим людям. «Для меня это было удивительно. Они всегда делились куском хлеба. Их спрашивали, как так? А они всегда отвечали: «Бог даст». Тому же они учили и нас», — рассказывает Руслан.

Отец и мать с детских лет прививали каждому ребенку любовь к родине и ответственность перед предками. Потому о долге перед Отечеством Остаев знал еще мальчишкой и уже тогда сформулировал для себя главные принципы, которыми руководствуется и по сей день: никогда не предавать и не терять свое человеческое достоинство, всегда помогать слабому и помнить об ответственности, которую несешь перед другими. «Каждый раз перед тем, как сделать шаг, я думал о своих родителях — как бы их не подвести», — говорит Руслан.

Так до 2021 года он нес службу на малой родине и строил свою семью. Сейчас у Руслана и его жены Элоны семеро детей — пять сыновей и две дочки. И все они не понаслышке знают, что такое истинный патриотизм. Отец для них — настоящий в этом пример.

За полгода до начала спецоперации, уволившись из вооруженных сил, Руслан решил взяться за развитие сельского хозяйства в округе и для этого вызвался на пост главы сельсовета.

«Отсиживаться не буду!»

Однако долго пробыть на этом месте ему не удалось — 24 февраля 2022 года была объявлена спецоперация на территории Донбасса. В тот же день Руслан решил туда ехать. «Я понял, что пришло время встать в строй. Есть категория офицеров, которым особенно удобно служить в мирное время. А есть другая — они знают, что придет час, когда родина их позовет. Я отношусь ко второй», — объясняет Остаев.

Тайком от жены и детей он поехал за обмундированием, по дороге связался со своим другом Игорем Габуевым и другими товарищами. Через пару дней в пять утра они тронулись в путь.

Семье о своем решении глава семьи сообщил накануне вечером. Родственники реагировали ожидаемо – пытались отговорить. «Я, как любая женщина, хотела его остановить — он же уже вышел на пенсию, все здоровье в окопах оставил... Но он мне твердо сказал: «Я могу спасти жизни ребят — они неопытные, а у меня опыт есть. И, если я могу хоть кого-то спасти, как мне тут отсиживаться? Я военный, я офицер. А это — моя страна», — рассказывает жена Элона.

На прощание Остаев успокоил супругу, пообещав вернуться через три-четыре месяца — мол, передаст свой опыт молодым солдатам и вернется. Однако вскоре стало понятно, что планы Руслана изменились...

Свой боевой путь добровольцы начали под Харьковом, и очень скоро руководство республики обратилось к ним с предложением. Глава Северной Осетии Сергей Меняйло пригласил бойцов к себе и предложил создать целый батальон «Алания». Вскоре под флагом республики в Донецк зашел первый в стране отряд добровольцев, командование которым принял руководитель администрации главы и правительства республики Ибрагим Гобеев. Руслан же стал тогда начальником штаба батальона, получил позывной «Скиф» и занялся подготовкой и обучением бойцов.

Цемент между бойцами

И молодые, и опытные добровольцы живут под регулярными обстрелами... «Прилетает по нам постоянно. Как-то в пять-шесть утра по нам выпустили 12 Хаймарсов (прим. — ракеты из реактивной системы залпового огня HIMARS). Четыре удалось сбить, остальные ракеты одна за другой прилетали по нам. Были ранения, контузии. Не знаю, как, но каким-то чудом выжили все», — говорит Руслан.

То, что в тот раз всему батальону удалось выжить, во многом заслуга Остаева. Это он, босой, бросился расталкивать бойцов в окопы, совсем не думая о себе... «Потом уже я осознал, что мог умереть. Но тогда только и думал о том, чтобы спасти как можно больше жизней», — признается офицер.

Забывает он о собственной безопасности всякий раз, когда его бойцам угрожает смертельная опасность. О такой самоотверженности командира и высоком уровне сплоченности добровольцев узнали далеко за пределами батальона, за что Остаева прозвали цементом между бойцами.

«Я никогда не забывал, что люди пришли с нами на добровольных началах. Большинство их них, по-моему, и службу-то не проходили. И если меня учили несколько лет в институте, то посвящать ребят в военное ремесло времени не было. Нужно было в гибком режиме слепить из них бойцов. Практически с каждым приходилось работать индивидуально», — рассказывает Руслан.

Несмотря на разный возраст, род деятельности, интересы и характеры, Остаеву удалось всех сблизить и сдружить. К каждому из добровольцев он с первых дней стал относиться, как к родному человеку. Совсем скоро батальон стал для него и вовсе второй семьей, бросить которую не представлялось возможным... «Моя задача — сохранить жизнь бойца и вернуть родным их детей», — говорит офицер.

Поэтому за первые восемь месяцев службы на Донбассе Остаев так и не сумел выбраться к жене и детям. «Много раз просила его по телефону вернуться. Но он говорил все одно: я взял ответственность за этих ребят и не могу их никому доверить. Его даже в отпуск отправляли, но нет — он отказался», — рассказывает жена Элона.

Не выдержав долгую разлуку с мужем, она решила приехать к нему сама... хотя бы на пару дней. За это время Элона своими глазами увидела, как батальону необходим ее муж... Конечно, переживать от этого родные меньше не стали, но теперь они стараются все больше поддерживать Руслана. «Мы все понимаем, что он пошел на СВО по зову сердца и с первых дней показал себя там себя с очень хорошей стороны. И морально, и физически он готов защитить свою родину. В его батальоне хорошо спланированы боевые действия, потому в нем мало погибших и раненых. Он очень сильно переживает за ребят», — говорит брат Павел Остаев.

Разлука с домом дается непросто и самому Руслану. Признается: сильно скучает по детям, супруге и всем родным. Бороться с тоской помогает только чувство выполняемого долга. «Я офицер, я отсиживаться не могу. Лучше погибну, но мои дети будут знать, что их отец делал все, что мог, а не прятался», — говорит офицер.

«Чей-то сын должен быть на передовой, а я своего должен был спрятать?»

Не смог «отсиживаться» и старший сын Остаевых Рустам, который с дества мечтал поступить в военный вуз. Еще будучи одиннадцатиклассником юноша стал проситься в батальон к отцу, но из раза в раз получал решительный отказ. Однако Рустам, подобно папе, оказался серьезно настроен: «Все началось с того, что ночью перед сном я думал: «Вот сейчас я, сытый и в тепле, здесь. А там, на передовой, мои земляки и родные рискуют жизнями. Почему так?». Тогда я для себя уже твердо решил – поеду».

Сначала он стал организовывать в своей школе сборе гуманитарной помощи для бойцов на передовой, а вскоре и вовсе добился намеченного. Во время отправки гумгруза юноша подошел к командиру батальона Гобееву и попросился съездить на границу, чтобы увидеть отца и вернуться обратно. То же он пообещал и матери.

Однако на границу Рустам приехал уже в обмундировании... Сначала он договорился с отцом остаться на пару дней, потом и на пару месяцев... «Чей-то сын должен быть на передовой, а я своего должен был спрятать? Понял, что это неправильно. Когда уже Рустам стал участником спецоперации, многие посчитали, что я ненормальный. Я им тогда сказал: пусть идет своей дорогой», — признается Остаев-старший.

Так, не отметив еще свое совершеннолетие, Руслан стал самым молодым бойцом батальона. Тогда же сослуживцы дали ему позывной Хъæбула, что в переводе означает «дитя», «сынок», «ребенок».

«Это для меня было очень тяжело. Но дети росли в такой атмосфере — им с ранних лет рассказывали о том, что такое настоящая любовь к своей стране. Средний сын, если бы мог, тоже бы уже уехал. В глубине души я понимаю: если все спрячутся и откажутся, кто же там будет?» — говорит Элона.

Проявить себя 17-летнему Рустаму удалось уже на третью неделю... Вместе с сослуживцами он выдвинулся на передовую копать окопы, но на обратном пути их засек вражеский квадрокоптер. Начался сильный обстрел... Однако вместо того, чтобы упасть на землю и искать укрытие, как то сделали остальные ребята, Рустам бросился прикрывать медика Гаяну Каллагову. «Вот откуда это в нем? У человека обычно в такие моменты срабатывает инстинкт самосохранения, особенно у тех, кто не имеет боевого опыта. А он же вообще подросток. Ктому же, отца рядом не было...» — переживает и одновременно гордится Элона.

О поступке сына Остаев-старший узнал не сразу. Первое время ему даже боялись сказать, что Рустам был среди тех бойцов, которые попали под обстрел. О произошедшем стало известно, когда офицер приехал в госпиталь, куда направили раненых. Среди них оказался и Рустам, получивший контузию... «Конечно, присутствует родительское волнение. Но для меня в батальоне все равны. Здесь я отношусь к сыну, как к рядовому бойцу. У меня в батальоне все родные и близкие», — подчеркивает Руслан.

За свой храбрый поступок Рустама по выздоровлении удостоили награды... Теперь примером для жителей республики стал он — в батальон подтянулись молодые люди. Это пришлось для добровольческого отряда очень кстати... Юноши взяли на себя освоение новых технологий и управление беспилотниками. «Это абсолютно другая война. Все предыдущие по сравнению с этой — игры. Нам приходится на месте перестраиваться, переучиваться, осваивать новое. У молодых бойцов это получается куда быстрее», — объясняет офицер.

***

Поддерживают бойцов и словом, и делом вся республика. Не так давно батальону передали дрон, купленный школьниками на собственные накопления... Регулярно бойцам приходят от ребят и письма со словами поддержки. Все же обеспечение боеприпасами, питанием, медикаментами берет на себя руководство республики. Оно же всегда на связи с добровольцами. «Я такого второго факта не знаю. Это многого стоит. Сильно мотивирует и вдохновляет бойцов. Ребята заряжены, они готовы биться и побеждать», — говорит Руслан.

Среди добровольцев немало тех, кто уже отличился в боях и получил медали. У Остаева-старшего их уже две — «Во славу Осетии» и «За отвагу». Однако самой дорогой наградой стали для него часы, которые командир батальона Гобеев снял со своей руки. «Сейчас мы все выполняем долг во благо нашей страны, нашей Осетии. И чего-то важнее, чем это, в настоящее время просто нет. Я знаю, что на меня надеется мой народ, в меня верит моя семья. Поэтому я не могу подвести. За нами Родина», — подчеркивает офицер.

В настоящее время численность батальона «Алания» сильно выросла. Теперь добровольцы из Осетии плечом к плечу несут боевую службу вместе с жителями и других регионов. Все они — говорит Руслан — стали друг другу близкими, своими (!) людьми. «Эти события хорошо показали, кто — свой, а кто — чужой», — говорит Остаев-старший.

Чужие, убежден он — это все те, кто выстроился в очередь на Ларсе (прим. — контрольно-пропускной пункт на границе с Грузией) и пытался сбежать из своей страны, когда та так сильно в них нуждалась. «Ларс — это позор. Я никогда не пойму тех мужчин. Как они будут смотреть в глаза своим подругам на 23 февраля? Как будут себя чувствовать, когда за столом кто-то поднимет бокалы за мужчин? Перед собой оправдаться невозможно. Они внутри знают, что сделали», — качает головой офицер...