«Талант должен быть посвящен большой цели, а не тому, чтобы себя возвеличивать».
Вадим Самойлов в представлении, в общем-то, не нуждается: музыкант, поэт, основатель группы «Агата Кристи», на творчестве которой выросло не одно поколение. С 2014 года он активно помогает Донбассу, а с начала СВО — воюющей российской армии. В интервью проекту «СВОи» Вадим рассказал о том, зачем нужна музыка на войне, почему талант не принадлежит человеку, чем нынешние юные музыканты отличаются от прежних и как в непростое время найти своих.
Рок — музыка смыслов
Группа «Агата Кристи» появилась в середине восьмидесятых годов в Свердловске и быстро набрала популярность. В разные годы состав коллектива был разным, но «костяк» всегда составляли трое — братья Вадим и Глеб Самойловы и клавишник Александр Козлов. К середине-концу девяностых этот коллектив был одним из самых известных в России. Узнаваемый, несколько мрачноватый стиль, внимание к мистике, философским вопросам — добро и зло, личность и общество, свобода и ограничения… То время было эпохой большого поиска, большого эксперимента. Технически, отмечает Вадим, музыку тогда делать было сложнее, а творчески, как ни парадоксально — проще.
«Чтобы сделать запись в 80-е годы, нужно было договариваться, нужно было искать инструменты, и мы были, конечно, ограничены в выборе, но, как ни странно, именно ограниченность в выборе изобразительных средств рождала творческую идею. Потому что ты из этой гитары, из этих нескольких звуков на синтезаторе выжимал всё, что можно из них выжать. Сейчас у ребят есть десятки тысяч звуков, они просто их перебирают. Запись может быть очень красивая, очень дорогая и богатая, она звучит, но… при этом не трогает. Саунд-дизайн и собственно музыка — разные вещи. Рок — это всегда музыка смыслов».
Рассуждая о раннем и позднем творчестве, Вадим говорит: ни от чего, что было сделано тогда, в начале, сейчас отказаться не хочется. Первые альбомы, которые так «выстрелили», бешеная волна популярности — это был интереснейший этап. Но со временем люди взрослеют, меняются — концептуально меняются и музыка, и тексты.
«В раннем творчестве много эзопова языка, много шаржа, многие песни как пьесы — там нет меня лично, лично Глеба или Саши Козлова. Там больше игра ума, но эта игра ума все равно вокруг человека, которому дискомфортно в жизни, в мире. Все мы сталкиваемся с дискомфортом в жизни. Творчество — это и есть преодоление дискомфорта, столкновение с миром».
Вадим много общается с молодежью и, как он сам признается, очень любит это делать — уже со своей теперешней взрослой, осознанной позиции. В этом процессе есть элемент наставничества — тоже, наверное, естественный и закономерный: работая с молодыми музыкантами, можно видеть, как меняется культурный ландшафт, появляется что-то принципиально новое, и это интересно.
«Я в основном взаимодействую с полем молодых авторов, молодых музыкантов, причем, год от года они моложе и моложе. Если раньше, знаете, поколение было 25-30 лет, которые начинали делать первые шаги на сцене, то сейчас складываются уже контакты уже с поколением от 14 до 18 лет. Это дети, которые начинают сочинять первые стихи, первые песни. В общем-то, они сами еще не понимают, что через них идет. Это какая-то неосознанная волна. И вот им хочется дать то, что есть внутри тебя позитивного, философского и мудрого».
Новые поколения от поколений прежних отличаются разительно — совсем другой общественный и культурный бэкграунд. Впрочем, ключевые вопросы к себе и к миру — те же, вечные: «Зачем я живу? Зачем вообще жизнь человеку?».
«Нынешние молодые люди привыкли к каким-то совершенно другим удобствам жизни, чем мы. С другой стороны, они прожили детство в ситуации отсутствия конкретных духовных ориентиров, которые, наверное, были у нас в своё время. Но духовный поиск у любой личности всё равно есть. Да, в последние последних лет тридцать либеральный мир воспитывал качественного потребителя, не очень глубоко мыслящего, но такого, который любит комфорт. И многие люди, конечно, на это ведутся. Но есть и такие, которые задаются вопросом «а зачем я живу?».
Музыка как ремесло — подход, который широко распространен в современном культурном контексте. Но ответов на по-настоящему важные вопросы такой подход не дает.
«Вот есть молодой автор, очень любопытный, но он, допустим, поет только под гитару. Тут нужно вокруг голоса и гитару инфраструктуру всей музыки продумать, чтобы хорошее содержание легло на профессиональные музыкальные вещи. Обратная ситуация — есть ребята, которые хорошо играют, яркие на сцене. Хорошо выступают, люди им хлопают… Но проходит полчаса — и я понимаю, что не могу вспомнить ни одной мелодии. А ведь если ты выходишь на сцену — это же для чего-то, и у меня даже есть ответ, для чего: мы все должны делать мир людей лучше. Это не означает петь только «сладенькое». Иногда это означает — залезать в дебри человеческой души, греха, вытаскивать это всё и показывать».
Как на войне
Тема войны — одна из постоянных тем творчества Вадима Самойлова, и в период «Агаты Кристи», и в более поздних самостоятельных проектах. В философском смысле война — постоянная часть жизни, невозможной без противостояния, столкновения сил и интересов.
«Война, к сожалению, это то, что люди друг другу устраивают. Вряд ли в истории человечества было хотя бы полгода без войны между людьми. Поэтому, если говорить про тему войны в творчестве, то она присутствует как выражение крайней формы столкновения чего бы то ни было, разных сил. Противостояние в принципах, в подходах, давление на личное пространство, например. Отношения между мужчинами и женщинами. А если говорить о войне как о войне… У меня среди последних есть песня, называется «Выжить», и в ней как раз остается вопрос: «Кто я на этой войне, в которой я принимаю участие, я зверь или человек?». Кстати, в наших традиционных боевых искусствах славянских есть такая казачья история, «любки» называется. Такое название потому, что ты врага не имеешь права ненавидеть. То есть да, он враг, он нападает, и поскольку он не останавливается, ты вынужден его ликвидировать, но ты делаешь это с любовью».
Начиная с 2014 года Вадим Самойлов регулярно ездит с концертами на Донбасс. С момента, как началась СВО — постоянно выступает в зоне боевых действий. Музыка – это в большой степени терапия: в тяжелых обстоятельствах она помогает справляться со стрессом, заряжает, а иногда и наоборот — разряжает. Композиции для выступлений Вадим выбирает с учетом обстоятельств — так, чтобы людям вокруг становилось легче.
«Я пою самое весёлое, узнаваемое, потому что людям нужно скинуть напряжение, им нужно проораться: на ковре-вертолете, облака в небо спрятались, на тебе как на войне… Просто выплеснуть это все. Поэтому тут я не выбираю. Когда ты прямо возле окопов выступаешь, это для того, чтобы бойцы скинули эмоции. Что касается предыдущих поездок, это вот, начиная с 2015 года Донецк, Луганск. Разные были выступления: большие площадные мероприятия, День Победы, День города обязательно, ну и, конечно, параллельно ездили к нашим друзьям в «Спарте», к Мотороле, Саше Захарченко. Обязательно по подразделениям, в милицию Луганскую, потом в госпиталь к раненым — попели…».
Иногда концерты — не просто концерты. А еще своего рода «политинформация». Ведь когда собираются люди, приезжают артисты, это всегда еще и возможность поговорить. Эту часть выступлений Вадим считает важной, а иногда и очень важной — все зависит от конкретной аудитории.
«Когда объявили мобилизацию, я очень много поездил по лагерям подготовки мобилизованных. Состав там — примерно 50 на 50. Половина народу с боевым опытом. Вот человек, заряженный — знает, что пойдет делать сейчас. И другой — вырванный из быта, из семьи и совсем, может быть, не военного толка. И в этом случае да, такая политинформация получается. То есть я пою песни, например, из фильма «Брат- 2», рассказываю, что наш герой — Данила Багров, что вот теперь каждый из вас такой герой... Рассказываю, чем мы отличаемся, люди по разные стороны конфликта. Ради чего они воюют, ради чего мы воюем, что мы — воины, защищающие русский мир, нашу цивилизацию, а противник атакует русский мир».
Война остается страшной, даже если понятны ее причины. Особенно когда сталкиваются близкие народы, история которых тесно переплетена. Чудовищная в своей нелепости драма — когда родные по духу и культуре люди оказываются в противоположных лагерях и вынуждены уничтожать друг друга...
«Помню, когда была фаза горячих действий, где-то конец 2014 года — начало 2015, в интернете начали появляться кадры из окопов, из блиндажей. Было два таких видео: на нашей стороне ребята поют песню «Агаты Кристи» под гитару, и на другом видео — там хохлы молодые поют песню «Агаты Кристи» под гитару. Это была песня «Два корабля»: умирает капитан и уходит в океан... Смотришь и думаешь: как же мы это допустили! И во-вторых: какие же циничные и бесконечно подлые силы, которые всё это соорудили, стравив снова наши народы. Чудовищно…».
Найти своих и успокоиться
Нравственной дилеммы «какую сторону конфликта занимать» в 2022 у Вадима не было — просто потому, что он наблюдал этот конфликт в развитии, еще с госпереворота в Киеве в 2014-м и много раз бывал на Донбассе, общался с полевыми командирами… Многим другим музыкантам эту проверку пройти не удалось. Многие уехали. Некоторые открыто поддерживают врага. Среди «поуехавших» есть безусловно талантливые люди. Вадим считает, что талант — это своего рода аванс, а как им распоряжаться — уже зона ответственности самого человека.
«Почему-то термин «творчество» у нас в настоящий момент узурпирован креативным классом, хотя мы занимаемся на самом деле достаточно узким сегментом творчества — искусством. Творчество — это категория намного более общая, на самом деле. Разве работа конструктора ракет — это не творчество? Или работа политика? И второй момент: если у человека есть способности — например, музыкальные, поэтические, это же просто Богом данные способности. Это ничего не говорит о качестве его личности. Есть дар, и принадлежит не нам. Я считаю, что талантливый человек должен пройти определенный путь, чтобы срастись с талантом. Цель жизни на планете Земля для меня совершенно очевидна: остаться чистым, даже если ты совершаешь жестокие вещи. И сделать мир лучше. Делать людей максимально счастливыми, умными, более продвинутыми — вот это цель жизни. Талант должен быть посвящен большой цели, а не тому, чтобы себя возвеличивать. Конечно, можно петь песни Бори Гребенщикова и БИ-2. Хорошие песни. Потому что это принадлежит не им. Они этот поток просто «расшифровали», а как люди они запутались».
Свято место, как известно, пусто не бывает. Есть люди, которые из России ушли, но есть множество прекрасных людей, которые благодаря событиям последних полутора лет в Россию пришли! Вадим отмечает: творческий потенциал новых российских территорий творческий потенциал — огромен. У «большой России» и новых территорий уже появилось «общее кровоснабжение» — люди ездят туда и назад, примеряют к себе разные города, проекты и форматы, участвуют в концертах и фестивалях, и это здорово.
«Очень многие музыканты переехали в Москву, в Питер. Из моих знакомых, например, из Мариуполя группа одна, сейчас живут в Подмосковье, тоже создают музыку. Это мы говорим про тех, кто претендует на всероссийские какие-то туры и поездки. А есть ещё огромное количество местных самодеятельных коллективов. Есть люди, которые их поддерживают. Есть педагоги, огромное количество детских коллективов, мы всё время с ними выступаем, видимся. Огромное количество творческих центров. Вообще в этом южно-славянском регионе — очень талантливые люди, одаренные в творческом плане. Поэтому всё там цветёт и никуда не денется. Просто сейчас, пока пушки разговаривают, музы помалкивают».
Трудные времена выявляют людей: свои и чужие становятся хорошо видны. Свои становятся по-настоящему ценными. Лучший ориентир — держаться этих людей.
«Как сказал мой товарищ Алексей Балабанов в своем фильме последнем: главное в этой жизни — найти своих и успокоиться. Вот те, с кем тебе спокойно в широком понимании этого слова, люди, за спиной которых тебе спокойно, надёжно, те, с которым ты духовно связан — это и есть свои».