История
Виктор Меркулов
Белгородская область

«Работаем до конца, работаем до нашей победы. Правда всегда побеждает»

Виктор Меркулов — музыкант, оператор, основатель киностудии «Огненный рубеж» и доброволец, участвующий в СВО с декабря 2022 года. Студия снимает видеосюжеты о простых бойцах разных специальностей, о том, как движется военное противостояние, а также о мирных жителях, оказавшихся в эпицентре событий.

Решение помогать Донбассу возникло еще до начала СВО — команда Виктора в 2019 году начала выезжать на территорию Донбасса и проводить съемки, документируя происходящее. С момента начала военной операции многое изменилось — съемки стали не эпизодическими, а уже постоянными, а к двум родным городам — Губкину и Строителю Белгородской области — добавился третий, который тоже стал родным — Донецк.

«В стоквартирном доме мы все знали друг друга по именам»

Рассказывая о детстве и о своем родном городе Губкине периода семидесятых-восьмидесятых, Виктор отмечает: счастливое и свободное было время. Отец работал электросварщиком, мама — штукатуром-маляром. А вот дети — сам наш герой и его старший брат — с детства увлеклись музыкой. Это во многом определило их дальнейшую жизнь.

«Такой атмосферы нет больше, мое поколение, дети семидесятых, застало СССР периода расцвета — активные стройки по всей стране, открывающиеся предприятия, пионерлагеря для детей…Какой-то определенной мечты, планов, кем я хочу стать, не было — хотелось стать всем на свете, многое попробовать. В общем-то, так в итоге и вышло».

Уютный и зеленый город Губкин в конце семидесятых активно развивался, но атмосфера была удивительно теплой — домашней. Жили дружно, помогали друг другу. Самым любимым уголком города для Виктора стал и навсегда остался родной двор — широкий, просторный, с «коробкой», где летом играли в футбол, а зимой в хоккей.

«В стоквартирном доме мы все друг друга знали по именам — сейчас себе уже такое трудно представить, да? Детям было предоставлено много свободы, — мы всюду бегали, всюду лазили, развлекали себя сами. У нас был такой клуб «Юность», а при нем — детский духовой оркестр. Вот днем мы с удовольствием всей ватагой играли в прятки, войнушки, а вечером — с удовольствием занимались в оркестре».

Старший брат поступил в музыкальное училище, и Виктор решил последовать его примеру. Поступил, освоил саксофон — духовые всегда нравились. В 1990 году он закончил училище и пошел в армию. Вернувшись домой, занялся творчеством — играл в разных оркестрах, потом увлекся аранжировкой, обработкой и записью звука.

Направление было интересным — компьютерных программ, как сейчас, тогда еще не существовало, музыку делали еще «вручную».

«От музыки и звукозаписи — к видеосъемке»

После армии Виктор сменил много профессий: играл в муниципальном оркестре, работал на телевидении и как-то даже полгода побыл строителем. Но музыку — исполнение, запись, звукорежиссуру — не оставлял никогда. Спустя какое-то время стал руководителем эстрадного коллектива: гитары, бас-гитары, барабаны и духовая группа. Творческой сфере, сцене и музыке он обязан и своим семейным счастьем — с женой Евгенией познакомился, работая во Дворце культуры. Сначала жили в Губкине, затем перебрались поближе к Белгороду — в город Строитель.

«Мы вместе перепробовали разные форматы: выступали на сцене, пели песни, затем занялись организацией и проведением мероприятий: свадеб, юбилеев, детских праздников. Я был диджеем, Евгения - ведущей — интересные были времена. Затем жена стала руководителем народного театра «Зеркало». Примерно в 2007 году мы начали плотно заниматься именно театром. У меня к тому времени был некоторый опыт съемок, была аппаратура, и мы начали экспериментировать — снимали короткометражки с артистами «Зеркала».

Основав собственную фото- и видеостудию «ВекеА», Виктор начал понемногу наращивать профессиональный уровень. Фильмы, которые получались, отправляли на фестивали, начались первые победы — были и первые места, и гран-при. Отношение к работе поменялось — начали уже тщательнее планировать раскадровки, брать в работу «настоящие» сценарии. Так продолжалось вплоть до 2019 года.

Тот год стал поворотным — встреча со старым другом Виктора Даром Шиляевым открыла новую страницу в работе студии. Губкинский автор Валерий Халанский написал поэму «Снежная баба», посвященную событиям Великой Отечественной. А Дар Шиляев решил, что это отличный материал для сценария — написал сценарий и занялся режиссурой. Виктор Меркулов подключился как оператор-постановщик.

«Это было непросто. Первый такой опыт, массовая съемка, бои, танки, стрелковое оружие, немцы и русские. Технически тоже было тяжело — февраль, снегу по колено…Но проект оказался успешным, участвовал в фестивалях, завоевывал первые места. Это всю команду очень вдохновило. Тогда я основал студию «Огненный рубеж». Открыл НКО, начал участвовать в грантовых программах — успешно. Мы закупили профессиональное оборудование и начали работать — все закрутилось».

«Везде земляки»

Белгородчина равнодушно к происходящему на Украине относиться никак не могла, географическое положение не то: совсем близко Луганск и Харьковская область. Группа Виктора Меркулова еще до начала СВО приняла решение помогать Донбассу. А вот военным оператором Виктор стал, можно сказать, по воле случая. Но сейчас именно эта деятельность стала основной.

«После начала спецоперации мы начали выезжать «за ленту» с группой — например, ездили под Изюм, в Харьковскую область, на своих машинах, по личной инициативе. Но выезды были редкими, и не всегда удавалось отснять материал — иногда случалось съездить и впустую. Стало ясно, что этот процесс нужно как-то организовать. В какой-то из поездок познакомились с одним командиром, рассказали ему про свою работу, показали некоторые сюжеты. Он проникся. Спросил, откуда мы. Я ответил: студия «Огненный рубеж», Белгород. И в ответ услышал слово «земляки».

Виктор озвучил идею, которая давно уже обсуждалась в группе — стать добровольцами. И все сложилось: участников студии приняли в одну из бригад в Донецке.

«Командир нам говорит: у вас двое суток, чтобы собрать документы. Мы с пацанами переглянулись, все кивнули. Я говорю: через два часа все документы будут. Быстренько все собрали, вот так все и началось. Уже через два дня мы были зачислены в бригаду. Так мы стали добровольцами».

Первым делом объездили всю территорию, где стояли наши части. Познакомились с ребятами — солдатами, командирами. Возникла идея начать снимать мотивационные ролики — короткие, но емкие, содержательные, эмоциональные. Такого материала было отснято много. Затем «Огненный рубеж» приступил к работе непосредственно на территории боевых действий.

«Танк стреляет — мы снимаем. Артиллерия работает — мы снимаем. РСЗО работает — и мы опять рядом. В окопах не сидим, в общем. На штурмы не ходим, но находимся в непосредственной близости всегда. У нас есть оружие, снаряжение, боекомплект — как и у всех военных. Но задача у нас другая — фиксировать, что происходит. Кроме того, есть еще одно направление — мы помогаем с обеспечением войск. За это время столько раз встречали своих, белгородских — везде земляки!».

Оказавшись в самом центре событий, Виктор, как и другие члены его команды, на многое взглянул по-новому. После того, как он увидел все собственными глазами, пообщался с военными — донецкими, мобилизованными из России, добровольцами, а также с местным населением, картина происходящего стала отчетливой и полной.

«Мы в Донецке. Авдеевское направление, Марьинка, Водяное. Многострадальный Киевский район, который обстреливают ежедневно — мы все это видим. Видим жертвы, разрушения, видим, куда прилетает, фиксируем последствия».

«Мы воюем честно»

Виктор рассказывает о тех, с кем судьба свела его на Донбассе. Некоторые из этих историй и встреч, как он сам говорит, забыть вряд ли когда-то получится. Именно эти истории лучше всего отвечают на вопрос, «с кем мы воюем и почему».

«У нас есть полномочия разговаривать с пленными, такие разговоры тоже снимаем. И вот один раз разведка привела пленного — семерых наших ребят положил, а потом у него автомат заклинило, и он сдался. Так вот, я на него смотрю и вижу вместо человека просто какое-то черное пятно. Это не преувеличение: обычный вроде человек, но лицо у него темное, взгляд безумный, и сам он … просто сгусток черной злобы и ненависти. И разговаривать невозможно — просто невменяем. Потом у него взяли пробы — оказалось, что в крови этого бойца коктейль из обезболивающих, наркотических и психотропных средств. Так что когда говорят, что штурмовики там воюют под наркотиками — это правда».

Командир батальона, в котором Виктор служит, много рассказывал ему о том, как противостояние началось и как развивалось. И отмечал, что в этом противостоянии действительно столкнулись братья, как это ни горько. Да, на стороне врага есть «идейные» — азовцы, айдаровцы, экстремисты и звери, но сейчас на фронте много украинских мобилизованных, в прошлом — обычных мирных людей. И многие из них — из традиционно русскоязычных, русскокультурных областей Украины. Хотят ли одни русские убивать других русских? Нет…

«Командир рассказал, например, такую историю. Был бой, был слышен выход «Градов»со стороны противника. Наши залегли в окопах. И прямо перед окопами снаряды эти легли — пуф, пуф. Солдаты лежат, думают, сейчас рванет. А взрывов нет. Тогда один из наших из окопа аккуратно вылез посмотреть, что случилось — ну один-два раза может быть осечка, но пакет из двадцати снарядов не взрывается — необычно! Увидел он вот что: двадцать этих «Градин» в рядок, а на снарядах надпись: «Чем смогли — помогли…». То есть был приказ стрелять, а солдаты ВСУ обесточили боекомплект, сняли заряды и такие вот инертные пустышки пустили по нашим…»

Такие примеры есть, но есть, конечно, и другие — «Хаймарсы», которые каждый день попадают в обычные жилые кварталы Донецка, в больницы, рынки, парикмахерские: «Едем по центру и видим башмачки на асфальте — две девочки постричься пришли, а «Хаймарс» точнехонько в парикмахерскую попал. И так каждый день…» Отдельная история — методы ведения войны, запрещенные виды вооружений, которые противник применяет, не стесняясь.

«Слышал, как группа наших, которая помогала с обеспечением, предлагала командирам на местах такие снаряды. Кассетные, зажигательные. Была возможность привезти. Но наши артиллеристы отказались: нельзя. Такой порядок. Мы воюем честно. А противник воюет подло. Это — правда. Одна из наших задач — показать эту правду».

Будни войны тяжелы, но творческие идеи приходят несмотря ни на что. Например, есть идея снять фильм под названием «Охота на вампира». Не про «романтических кровопийц», как может показаться из названия, а на более реалистичном материале: «Вампир» — это чешская РСЗО. В свое время такое орудие разнесло больничный комплекс в Донецке, погибли люди. И наши бойцы поклялись эту машину найти и уничтожить. Сказали — сделали: нашли и уничтожили…

Эффект «весь мир за нас», который раскачивает украинская пропаганда, сойти «на нет» может очень быстро: как только Запад перестанет вливать в эту войну деньги, технику и наемников. В победе Виктор абсолютно уверен: «правда всегда побеждает». А еще наши бойцы — самые лучшие. Мотивированные. Мужественные. И готовые биться до конца.

«Были в госпитале, разговорился с пареньком одним, совсем молодой пацан. На вид — ну, таких называют «ботаник»: худенький, в очках… Ранение получил серьезное, я его спрашиваю: что дальше планируешь? Домой? А он мне: в смысле? Подлатают сейчас — и обратно к парням».

Отснятый группой Виктора материал — тоже средство борьбы за правду. Когда закончится активное противостояние, правду можно будет увидеть и осознать: свидетельства очевидцев, съемки реальных боев, интервью и другие видеосюжеты.

В ближайших планах студии «Огненный рубеж» — фильм «Дети Донбасса». Это будет многоплановый проект, который расскажет о детях на войне, о тех детях, кто не застал мирного неба. Об «Аллее Ангелов». О «детских блокпостах» — на Донбассе бывает и такое. О юных музыкантах, художниках, артистах, которые заняты творчеством, несмотря ни на что.  

Съемки фильма завершились в сентябре 2023 года.