«Мы пришли не воевать, а освобождать. Мы как всегда пришли помочь»
Своим отношением к жизни белгородский волонтер Юрий Костанян разрушает стереотип, что тридцатилетние молодые люди — потерянное поколение, для которого в приоритете личная выгода, а чувство патриотизма — чуждо. С первых дней специальной военной операции он помогает не только бывшим сослуживцам, но и другим боевым подразделениям, доставляя им гуманитарные грузы. Иногда ездить «за ленту» приходится через день. И пусть времени на сон и отдых не хватает, Юрий уверен, что эта помощь — самое малое, что можно сделать в качестве благодарности бойцам за мирное небо над головой.
Я бы в армию пошел
Юрий родился в 1995 году в Старом Осколе в смешанной семье — мама, Лариса Петровна, русская, а папа, Камо Ваганович, армянин. Принимать самостоятельные решения начал с самого детства — в 12 лет впервые пошел работать и получил первую зарплату, потому что хотел на собственные деньги купить подарок для мамы.
После окончания школы в 2013 году Юрий поступил в Белгородский государственный аграрный университет, стал бакалавром, а затем закончил и магистратуру. Во время учебы познакомился с будущей женой Кристиной. В 2019 году, получив высшее образование, вместо того, чтобы начать строить карьеру, Юрий сам пришел в военкомат. Мысль о том, чтобы “откосить”, даже не возникала — служить в армии хотел всегда, но для себя решил, что будет правильнее сначала отучиться.
Любопытно, что явившись в военкомат, Юрий узнал, что его личное дело затерялось. “Я считаю, что настоящие мужчины должны отслужить в армии. Я регулярно подавал справки, что прохожу обучение. Они мне сказали: “Закончишь учиться, приходи”. Я и пришел. А про меня там забыли, не могли найти в списках. Заново все проходил, предоставлял документы. Тяжело было в армию уйти, но я все равно ушел”.
О принятом решении ни разу не пожалел и не считает время службы потраченным напрасно. “Кого-то армия учит чему-то, кого-то не учит ничему. Но так можно про любое занятие сказать. Если человек хочет для себя извлечь какую-то пользу, чему-то научиться, он научится. А если будет безынициативно относиться, просто станет просиживать штаны, понятное дело, вернется и скажет: да делать там нечего!”
Юрий проходил службу в 96 отдельной бригаде разведки в Нижнем Новгороде. Попасть туда тоже было непросто — брали только крепких и рослых парней. Поэтому сначала его хотели призвать в танковые войска, но тут офицер сказал: если Юрий отожмется 50 раз, то заберет в разведку. Благодаря отличной физической форме, Юрий с поставленной задачей справился без труда. Все 6 лет учебы в университете он активно занимался кикбоксингом и даже получил первый взрослый разряд, один из самых высоких уровней мастерства в этом виде спорта.
Вернулся из армии младшим сержантом. Жил обычной жизнью, работал и занимался своими делами. Но 24 февраля 2022 года обычная жизнь закончилась. Белгородская область граничит с Украиной, и когда стало ясно, что происходит, Юрий вместе с товарищем Богданом Богомазовым поехал к границе, чтобы передать бойцам еду, воду и другие предметы первой необходимости.
Русским быть не стыдно
С первых дней СВО буква Z стала главным символом в борьбе России за правое дело. С самого начала наша страна начала подвергаться колоссальному прессингу, санкциям, а еще всем россиянам пытались навязать чувство вины просто за то, что они русские. Поэтому, когда Юрий создал телеграм-канал для помощи бойцам, над его названием долго думать не стал — “Z НАМ НЕ СТЫДНО БЕЛГОРОД”.
“Я абсолютно за интересы нашей страны, Владимира Владимировича поддерживаю полностью, дай Бог ему здоровья крепчайшего и долгих лет жизни. Конечно, не стыдно, потому что мы пришли не воевать, а освобождать. Мы как всегда пришли помочь, а не причинить вред. Всем участникам нашей группы не стыдно, что мы русские. Мы поддерживаем наших ребят на передовой”.
Сейчас телеграм-канал объединяет более 3 000 единомышленников со всей страны. Но количество подписчиков — уж точно не самое важное, чего удалось достичь за полтора года. “У нас дружеский коллектив, мы товарищи. Доверие колоссальное, поддержка. Это не число подписчиков, это друзья. Три тысячи друзей, которые уже знают друг друга в лицо. Вот как во дворе дружишь”.
«За ленту» бойцам передают все, что им может пригодиться — теплые вещи, обувь, воду, медикаменты, рации, запчасти и ключи для ремонта техники, дроны и многое другое. Началось с помощи ребятам, с которыми еще недавно Юрий служил сам. Дальше стали узнавать от общих знакомых, как дела со снабжением, чем можно помочь, в чем еще нуждаются бойцы. Со временем про его волонтерскую группу стало узнавать все больше подразделений, они начали передавать контакты Юрия дальше.
“Бойцы на передовой, десантники, танкисты, артиллеристы, они все — наши ребята, которые отстаивают интересы нашей страны, защищают наше мирное небо. Благодаря им, как бы банально это ни звучало, мы можем спокойно сидеть и спокойно разговаривать. У нас все хорошо — магазины открыты, можно сходить в кинотеатр, погулять, а ребята там в окопах сидят”.
Постепенно небольшая помощь выросла в полноценную волонтерскую организацию. А не так давно появился большой склад — почти 200 квадратных метров, на котором хранится запас самых востребованных вещей — чтобы можно было сорваться по первому зову.
“Мы стараемся думать обо всем заблаговременно. Ребята только обратились, а у нас некоторые позиции уже есть. Минимум пятьдесят человек можем обуть, одеть, помочь продуктами. Что касается оборудования, по возможности стараемся закупать тепловизионные прицелы, квадрокоптеры и многое другое, что важно, и передавать бойцам”.
Чтобы доставить все быстро, нужно все тщательно проработать и спланировать. Еще необходимо знать, где, когда, и с кем встретиться, что передать, а после — обязательно нужно сделать отчет для людей, которые участвовали в сборе того или иного груза. Первые выезды «за ленту» были раз в две-три недели, а теперь — каждую неделю по нескольку раз, а ведь дорога туда занимает почти 30 часов.
“Все должно быть очень четко. К сожалению, вот на эту организацию и на контроль тратится очень много сил. Мы не остаемся там с ночевкой — после выполнения всех задач выдвигаемся сразу назад в Белгород. Уже привыкли не спать. Раньше останавливались, пару часов покемарим и едем, а сейчас уже все — приехали, раздали, выполнили все задачи и обратно. Конечно, мы обычные люди, мы устали. Например, в четверг я вернулся в четыре утра, а в воскресенье в шесть утра я снова туда поеду. Но сдаваться, как и наши ребята, мы не собираемся. Потому что нам здесь в любом случае проще, чем им, это сто процентов”.
Когда объявили частичную мобилизацию, многие знакомые Юрия не побоялись, не убежали, а ушли на фронт. Причина проста — решили, кто, если не мы? Тогда пойдет чей-то сын, брат. Юрий и сам снова позвонил в военкомат, но его не призвали. Но потом понял — здесь, в тылу, он нужен не меньше. Когда уставшие бойцы рассказывают о своих достижениях, о продвижениях на фронте — это самая сильная, самая важная и самая главная мотивация. Именно это и дает силы, энергию, чтобы продолжать.
“Вот от этого появляются мурашки, ты действительно радуешься за них и понимаешь, что это очень важно, очень нужно. Это необходимо. И ты чувствуешь, что имеешь к этому хоть какое-то отношение, особенно приятно чувствовать это. Мы пытаемся всеми возможными способами облегчить там их работу для выполнения задач, с чем они замечательно справляются. И вообще — это удел слабых сложить руки, сказать, все, я устал. Ребят на передовой будем поддерживать до самой победы однозначно, не бросим!”.
О политике Юрий говорить не любит, но в том, что Россия поступает правильно, не сомневается ни на минуту.
“Воюем мы с нечистью. Любой русский солдат, любой, кто себя считает русским, не станет заезжать на территорию детских садов и школ на военной технике, дети — это святое. Я общался с ребятами некоторых боевых подразделений, которые рассказывали, как у них шли бои, как они вывозили мирное население, как на той стороне прикрывались спинами детей. После рассказа от человека, который это видел своими глазами, по-другому я охарактеризовать их не могу. Это за гранью всего, это последнее дело, но они на это идут”.
Юрий уверен, что Украина стала разменной монетой, а настоящий противник русской армии — наши западные “друзья”. Впрочем, он считает, что выяснять, кто именно воюет против России, не так важно.
“Да без разницы, с кем мы воюем, все равно — все будет Россия. Победим однозначно! В сорок пятом мы с палками и вилами победили, а сейчас не победим? Да у нас самое крутое вооружение, самый лучший президент, самый лучший народ! Если это понадобится, весь народ встанет и с закрытыми глазами всех с лица земли сотрет. Можно сколько угодно говорить, что русские такие-сякие — когда это будет нужно, мы просто встанем и доведем все до логического завершения”.
Война и мир
Юрию довелось побывать и на передовой. В самый первый раз оказался там, где в тот момент было особенно горячо - под Попасной. Поездка оказалась спонтанной, о том, что он туда отправится, не знали даже самые близкие.
“Никому не стал говорить, потому что меня никто бы не отпустил. Меня все потеряли. Кристина кричала, что она со мной разведется. Короче, тут страсть, что было. Ведь все боялись этого места, даже военные. Мне тоже было, конечно же, страшно, потому что я человек гражданский, у меня есть семья, я ни от чего не застрахован. Право поехать туда как бы имею, но… Просто хотел передать все лично в руки командиру подразделения, которому помогал. Самое главное: была задача, и она выполнена”.
Возможно, кто-то сочтет подобные действия неоправданно рискованными, но для Юрия эта поездка стала дополнительным стимулом продолжать волонтерскую работу.
“Я посмотрел, как там живут ребята на переднем крае. Я понимаю, для чего я это делаю — для них. Для того, чтобы ребята там чувствовали, что за их спинами крепкий тыл, что мы за них переживаем и ждем домой. Наша жизнь, конечно же, подвергается опасности, но это ни в коем случае не для острых ощущений, это просто необходимость”.
Несмотря на то, что Кристина волнуется и, как любая жена, хотела бы проводить со своим мужем больше времени, Юрия она поддерживает полностью.
“Я пропадаю целыми сутками. Два дня меня нет, потом отсыпаешься и как муха сонная ходишь еще два дня. Не особо радостно, конечно. Но она тоже патриотка, некоторых ребят знает лично, некоторые ребята погибли. Наверное, в силу этого всего она все принимает и прощает, потому что понимает, что там ребята расплачиваются своими жизнями, это нужное, важное. Там такой же чей-то муж, брат, сын. Принимает таким, какой я есть”.
Юрий подчеркивает, что одна из сложностей в волонтерской работе в том, что эта деятельность хоть и на подъеме в нашей стране, она остается по сути неофициальной — не существует никаких удостоверений или других документов, которые, например, можно было бы показать на блокпостах. К тому же все активисты участвуют безвозмездно, а это создает сложности, ведь волонтерам тоже нужно на что-то жить. Например, в какой-то момент Юрия уволили с работы — от накопившейся усталости он просто засыпал прямо на рабочем месте.
“Можно часами говорить об этом. Очень много всяких моментов и механизмов, которые могут облегчить деятельность волонтера. Трудоустройство на минимальный прожиточный минимум было бы, конечно, большим плюсом. Хорошо, если бы был документ, когда проезжаешь по новым территориям, а также при прохождении таможенного контроля, что мы не самозванцы, что везем гуманитарный груз. Хотя нас там уже ребята встречают тепло, знают, кто мы и что кому мы везем”.
Главное желание Юрия, чтобы после окончания спецоперации о героях, которые сейчас защищают интересы страны, не забыли, а вновь помогли — вернуться к мирной жизни, восстановиться морально и физически.
“Я хочу, чтобы после окончания этого конфликта появился огромный реабилитационный центр. Чтобы нашими ребятами, которые нуждаются в помощи, занимались. Создать такой центр очень сложно, это должно делаться на государственном уровне. Это то, что мы, общество, могли бы для них сделать, потому что не мы с вами сейчас на передовой, а они. Для ребят это было бы большим плюсом, это была бы наша благодарность им”.
Свою мирную жизнь после спецоперации Юрий видит наполненной простыми человеческими радостями: “Я буду просто дальше жить. Мне есть куда стремиться. Хочу построить дом, завести двух детей и жить себе спокойно”.