Человек, способный на поступок
«Бывают времена, когда приходится решать, кто ты такой — обыватель, которому ничего не надо, или человек, способный на поступок».
Юрий Сивоконенко — человек в Донецке и за его пределами известный. Мастер спорта, который много лет руководил спортивной школой, заслуженный тренер по рукопашному бою, грамотный наставник для молодых бойцов, председатель Союза ветеранов Донбасса, депутат и общественный деятель. А еще — неравнодушный человек, верный друг, заботливый муж, отец и дедушка и искренний патриот. Друзья и ученики иногда называют его просто — Батюня.
Евромайдан, произошедший на Украине в 2014 году, и последовавшие за ним трагические события разделили жизнь дончан на «до» и «после» — стало ясно, что мирное сосуществование с режимом, захватившим власть в стране, невозможно. Донбасс восстал, но отвоевывать право на самоопределение пришлось долго и тяжело. Юрий Сивоконенко стал не просто очевидцем, но активным участником этих событий: был занят в обеспечении общественной безопасности, координировал деятельность народных добровольцев. Сейчас Донбасс открыл новую страницу своей истории — уже в составе России. Но борьба продолжается: работы впереди еще много. «Долгие годы наше общество болело, — говорит Юрий, — а сейчас я верю: мы на пути к выздоровлению».
Советское детство
Советский Донецк был крупным промышленным центром. Во время Великой Отечественной предприятия были разрушены, а в послевоенные годы промышленность восстанавливали и развивали заново: машиностроение, угольные шахты, металлургия. Память о войне с фашистской Германией для каждого дончанина — история особенная, личная. Для Юрия Сивоконенко тоже.
«Папа мой участник ВОВ, он в 17 лет на фронт ушел, приписав себе годик. У всех нас практически отцы воевали, деды. Для нас фашизм в любом проявлении совершенно неприемлем. Мы дети победителей, внуки победителей, нам есть чем гордиться! И переписать историю мы не дадим».
Отец Юрия работал на шахте, семья вела обычную мирную жизнь. Родители всегда очень любили музыку, отлично пели, и им всегда хотелось, чтобы сын стал музыкантом. Его отдали в музыкальную школу по классу аккордеона. Чтобы не расстраивать старших, Юрий добросовестно корпел над музыкальной грамотой целых пять лет, но виртуоза-инструменталиста из него все-таки не вышло: с раннего детства его больше тянуло в спорт.
«Сижу с аккордеоном дома, а глаза и голова — на улице. Ребята во дворе то в футбол гоняют, то еще какие-то игры, и мне больше хотелось активности, движения, тянуло в спорт. В итоге вышло по-моему, но родителям благодарен — любовь к музыке и вкус они мне привили, это осталось навсегда».
В 1972 году, закончив восьмилетнюю школу, Юрий поступил в Донецкий техникум промышленной автоматики. Это учебное заведение — можно сказать, легендарное. Среди его выпускников много замечательных людей: инженеров, ученых, изобретателей. Один из них — первый глава ДНР Александр Захарченко, и сейчас учебное заведение носит его имя. Получив специальность горного электромеханика, Юрий прошел практику на шахте, где работал отец. Казалось, это начало шахтерской династии, но получилось иначе.
«Я еще в 1972 году занялся вольной борьбой — увлекся. Начинать в 15 лет, строго говоря, поздновато, учиться сложнее, травм больше, но не жалею, — все пригодилось в жизни. Так вышло, что главным делом для меня стал именно спорт».
Много полезных навыков дала служба в армии — Юрий служил в Казахстане, в спортроте, был инструктором по боевой и специальной подготовке. После службы вернулся домой, устроился на шахту, но задержался там всего на год: поступило предложение пойти работать тренером в детско-юношескую спортивную школу «Динамо».
Жизнь — борьба
В спортивной школе Юрий проработал семь лет, до 1986 года. Затем получил предложение пойти служить в органы внутренних дел, в отдел профессиональной подготовки. На новом месте работать пришлось уже со взрослыми, обучая их правилам и навыкам ведения рукопашного боя.
«Шесть лет носил офицерские погоны — до 1994 года служил в УВД Донецкой области, в отряде особого назначения. Политическая ситуация за это время поменялась — распался СССР, Украина приобрела независимость. Тогда мы еще не знали, как она этой независимостью распорядится. ОМОН был переформатирован в «Беркут», но добрые традиции тогда были живы — мог ли кто-нибудь предположить, какая трагедия произойдет в будущем?»
После окончания службы в «Беркуте» были разные должности — директора Федерации телохранителей, старшего тренера по рукопашному бою Федерации рукопашного боя. В двухтысячных годах сборная Донецкой области была одной из сильнейших на Украине — были яркие победы; спортсмены, включая воспитанников Юрия Сивоконенко, постоянно приносили области призы и чемпионские титулы. В 2011 году Юрий стал директором детско-юношеской спортивной школы «Динамо».
Рукопашный бой он всегда рассматривал и рассматривает как «систему жизни», философию, комплекс навыков, которые помогают укреплять не только тело, но и дух: систематические тренировки дисциплинируют, дают умение правильно реагировать на сложные ситуации и важнейший навык самоконтроля. А элемент соревновательности позволяет самосовершенствоваться и постоянно расти. Кстати, благодаря тренерской работе Юрий приобрел не только верных друзей и учеников, но и любимую женщину — с женой Ириной он познакомился на тренировке! Она, кстати, тоже аттестованный боец с желтым поясом по карате и рукопашному бою. Разумеется, в такой семье и дети просто не могли не увлечься спортом.
«Сыновья пошли по моим стопам, и я этому рад. В их жизни всегда был спорт. Старший стал чемпионом Европы и чемпионом мира, завоевал два кубка мира и два кубка Европы, стал мастером спорта международного класса. Младший сын неоднократно был призером и чемпионом Украины, выигрывал чемпионаты Донецкой области. А сейчас они уже воспитывают и готовят новых спортсменов — новых будущих чемпионов, теперь уже российских».
Ценности, истинные и ложные
Отвечая на вопрос, когда общественно-политический вектор в стране стал тревожным, Юрий рассказывает о своих многочисленных поездках по Украине еще в конце восьмидесятых и в девяностые.
«Я приезжал на Западную Украину и видел, как люди там живут, на что обращают внимание, во что верят. Без всякого преувеличения — в домах рядом с иконой Пресвятой Богородицы можно было увидеть портрет Бандеры. Как, почему это стало возможно? Бандера, Шухевич, объявленные новыми героями — это же висельники, преступники, предатели, настоящий позор украинского народа».
Идеологическая обработка началась именно тогда, а в двухтысячные уже пришлось пожинать плоды. Именно с «переформатирования» советской истории начались катастрофические перемены, которые в итоге и привели к большой войне. Самое страшное, что этот процесс был ориентирован в значительной степени на детей и молодежь — новые ценности прививались им в военно-спортивных лагерях скаутского типа. Так и появились «древние укры, выкопавшие Черное море», «русские — враги и агрессоры», «кто не скачет — тот москаль». А память о настоящих героях, о полководцах, о выдающихся ученых, о славном прошлом — все это было заретушировано, затерто, отодвинуто на второй план.
«Нельзя с нас, со старшего поколения, снимать ответственность, конечно. Мы это просто упустили, не отнеслись к этому серьезно. Казалось, что к этому действительно серьезно относиться нельзя, ведь откровенная ложь и чушь. Но именно на этих мелочах сработали, сыграли враги. Появилось целое поколение молодежи, которое забыло свою историю и фанатично обвиняет во всех смертных грехах Россию и русских. И совсем не думает о том, что все, чем пользовалась Украина и чем она до сих пор продолжает пользоваться — создал Советской Союз, наша общая Родина».
Мы хотим справедливости
Донецкая область — так уж сложилось исторически — всегда была пестрой по составу, многонациональной. Представители разных народов и культур долгие десятилетия жили на этой щедрой земле как друзья и соседи. И все вместе чтили общую славную память предков. Когда начались события 2013-2014 годов, стало ясно, что с «новой Украиной» региону больше не по пути.
Евромайдан на площади Независимости в Киеве сопровождался многочисленными провокациями, пожалуй, главной из которых стал расстрел бойцов «Беркута», обеспечивавших безопасность толпы. Дальше были трагические события в начале мая в разных регионах страны. Украина была объявлена «свободной от советского прошлого». Но с этим согласились не все. Донецкие и луганские — выступили против.
«Во время Великой Отечественной для фашиста любой советский солдат — это был русский Иван. Неважно, Магомед он там на самом деле был или Вася. Именно советский человек смог остановить фашизм. Мы все вместе просто порвали врага на части! И эта память — это наша настоящая гордость. Когда мы увидели эти провокации, 2 мая в Одессе, 9 мая в Мариуполе в 2014 году, мы поняли, что будет дальше».
11 мая 2014 года в Донецкой области провели референдум, результатом которого стало появление независимой Донецкой народной республики. Юрий Сивоконенко вместе с бывшими коллегами активно участвовал в тех событиях, работал над обеспечением безопасности.
«Это было больно для всех. То, что правительство Украины сделало с «Беркутом» — ребят просто предали, обесчестили, это была точка невозврата. Это понимали все. Только в трех регионах беркутовцев встречали как героев — Донецк, Луганск и Крым. Когда мы стали выходить на площади, выступили в защиту ребят, это был такой общий порыв. А когда прозвучала фраза «Беркут с народом» — это был просто фонтан эмоций, что-то невероятное».
Наблюдать за референдумом в Донецкой области приезжали представители официальной власти из Киева — им обеспечили безопасность, дали возможность присутствовать. И они увидели своими глазами, что дончане действительно единодушно выразили свою волю — проголосовали за независимость.
«Один из этих наблюдателей при мне звонил в Киев и по телефону начальству своему объяснял, что все — правда, тысячи людей идут голосовать, от мала до велика, на костылях, с палочками, и звучит музыка, и у всех горят глаза. Он сказал: «Я такого в жизни не видел».
В единстве — сила
Образование ДНР стало важным событием для всех. Гордость и чувство исторической правды — таким был эмоциональный фон в те дни. Но регион был объявлен сепаратистским, официальные киевские власти на протяжении долгих лет терроризировали его, обстреливали — обстреливают и сейчас, девять лет спустя.
«Для меня было очень важно, что все, кого я люблю, кого больше всего в жизни ценю, были в то время рядом со мной, плечом к плечу. Мои сыновья, мои друзья были со мной — это дорогого стоит».
ДНР и ЛНР пришлось пережить трудные и страшные годы: разрушенные здания и закрытые предприятия, обстрелы, взрывы, все новые погибшие мирные люди. Признание республик стало точкой нового отсчета — это был настоящий праздник со слезами на глазах. После начала СВО и вхождения Донецкой и Луганской областей в состав России, жизнь изменилась полностью. Стало ясно, что плакатная истина «Донбасс — сердце России» — действительно истина.
«В Донецк приезжает много людей из самых разных уголков нашей большой Родины. Приезжают помогать, — строить, лечить, с гуманитарными грузами в качестве волонтеров. Таких мы всегда встречаем с любовью. А вот тех, кто едет специально посмотреть на разрушения, последствия взрывов, как на сафари — этим не рады. Говорят, на Донбассе своя атмосфера. Пожалуй, правда. Мы еще тогда, в 2014-м, поняли, что выжить сможем только сплотившись, помогая друг другу. Вот пальцы по одному переломать легко. Но можно сжать их в кулак! Крепко сжатым кулаком многого можно добиться. На Донбассе люди иначе воспринимают самое простое и важное: еду, воду, тишину, дружбу, нежность…».
В большой России, как оказалось, провалов в воспитании тоже немало. Есть люди, которые в трудное время сочли возможным уехать из страны, или оставаясь в ней, открыто поддерживать вражеский режим, поклоняться западному миру, который сейчас вооружает Украину. А есть и просто пассивные, «спящие» — люди, которые не интересуются политикой, думают только о личном комфорте. С этим тоже еще предстоит справиться. Но вместе, уверен Юрий — справимся обязательно.
«Бывают времена, когда приходится решать, кто ты такой. Обыватель, которому ничего не надо, или человек, способный на поступок. Знать, откуда ты и почему, любить свою Родину, уметь за нее постоять — очень важно. Ведь народ, который не помнит свою историю, обречен на забвение и гибель».